Возраст 5 лет считается самым благоприятным для воспитания: утверждают, что в этот период можно заложить в ребенка все качества, которые необходимы родителям.

Эмоциональное состояние ребенка стабилизируется, психика укрепляется, становится более стойкой, нет неконтролируемых эмоциональных всплесков. Восприятие взрослых становится более объективным, реакция на просьбы спокойная. Теперь ребенку не требуется все ваше внимание, он вполне способен поиграть самостоятельно. Но родительское участие в его делах по-прежнему имеет большое значение: важно мнение родителей, их одобрение и похвала. Ради похвалы ребенок старается учиться, вести себя хорошо.

Ребенок уже способен оценивать поступки старших объективно. Исходя из этого, вырабатывается идеальная модель поведения, которая основывается на поведении близких и любимых взрослых и которой ребенок стремится соответствовать. Поэтому, даже если ребенку запретили что-то делать, но родители сами это делают, то ребенок придет к выводу, что такое поведение - единственное верное. В этот период ребенок начинает требовать к себе равного отношения, он ценит честность.

Живя в социальной среде (семья, детский сад, игровая площадка у дома), ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми: учится договариваться, искать компромисс. Кроме того, приходит понимание половой принадлежности, в связи с чем формируются нормы поведения.

В 5летнем возрасте ребенок впервые может солгать осознанно. Приводит к этому излишняя строгость родителей, из-за которой у ребенка не происходит полноценного развития позитивной оценки собственных поступков и уверенности в себе. Ложь предназначена оградить ребенка от негативного отношения взрослых, найти оправдание своим действиям и избавить себя от вины, переложив на других.

Теперь ребенок не только может воспринимать не вербально чувства остальных, но и сам расширяет свой чувственный диапазон: теперь ему доступны любопытство, удивление, гордость, стыд, дружба. Развиваются чувство прекрасного и чувство юмора.

К концу пятилетнего возраста ребёнок уже может произвольно запоминать, нужные ему вещи. К этому возрасту маленький человек пытается осмыслить понятия "смерть" и ""жизнь". Он начинает внутренне размышлять. Взрослый для ребёнка становится "судьёй" его действий. В то же время сверстник становится другом и разделяет с ним его проблемы. Формируется самосознание и самооценка.

В этом возрасте ребенок способен справиться с простыми задачами, прочитать текст и запомнить довольно большой объем информации, особенно, если эта информация подана в игровой форме. Теперь он может организовать свою деятельность, целенаправленно задержать внимание на каком-либо действии для достижения определенной цели, например, решать задачу, написать буквы.

В этом возрасте дети могут осознанно проявлять интерес к чему-либо. Сейчас же можно заметить у них зачатки таланта, склонность к определенной деятельности.

Физиология возраста

В среднем в возрасте 5 лет детский организм вырастает до 110 сантиметров, вес может достигать 20 килограмм. Ребенок вытягивается, но не поправляется, так как вся энергия уходит на развитие мышц. Физическая активность в этом возрасте очень важна, таким образом, организм будет развиваться правильно и гармонично. Теперь ребенок более уверенно держит ручку в руках, поэтому рисунки получаются все лучше. Развивается мелкая моторика, улучшается координация движений.

Укрепляется опорно-двигательный аппарат, позвоночник приобретает такую же форму, как и у взрослых. Кости еще не до конца сформированы, присутствует еще достаточно много хрящевой ткани. Плечи мальчиков становятся шире, у девочек расширяется таз. В этом возрасте у детей выпадают молочные зубы и растут постоянные. К концу 5 лет у них уже может быть 1-2 коренных зуба.

Укрепляется сердечно-сосудистая система, сердце набирает массу и немного меняет расположение, приближаясь к стандартам взрослого организма. Кожа становится толще, дети могут легко перегреваться и переохлаждаться.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (5-9 лет) составляет 6376 тысяч человек. Из них мальчиков - 3262 тыс. человек, девочек- 3114 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2014 или 2015

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

В пять лет ребенок вступает в особый период своей жизни – старший дошкольный возраст. называют его базовым, так как в этот период закладываются 90 процентов черт личности взрослого человека. Он уже отходит от авторитета и полного принятия мнения взрослого, продолжаются активные процессы самоидентификации, начавшиеся . У малыша формируется свое мнение и свой взгляд на мир. Для взрослых в этот период важно найти подход к ребенку, чтобы сохранить с ним эмоциональную связь и помочь ему сделать первые шаги к взрослению.

Что умеет ребенок в 5–6 лет?

Здоровый малыш с пяти до шести лет:

    Хорошо развит физически: может менять скорость и направление ходьбы или бега, ходить на пятках и носках, приставными шагами, высоко поднимая колени. Может совершать различные манипуляции с мячом: ловить, забрасывать, подбрасывать, прыгать на двух ногах, в том числе через препятствия. Спрыгивать с небольшой высоты, играть в спортивные игры, соблюдая правила;

    Обладает навыками самообслуживания: сам чистит зубы, моет руки, раздевается и одевается, складывает свою одежду, спокойно сидит за столом;

    Владеет навыками общения: здоровается и прощается, благодарит и просит прощения, взаимодействует с людьми, активно включается в игровую и познавательную деятельность со сверстниками, понимает инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;

    Развивается интеллектуально: знает геометрические формы, фигуры, цвета. Способен к целенаправленному запоминанию, прослеживает пространственно-временные и причинно-следственные связи, начинает анализировать, группировать, обобщать, считает минимум до десяти и знает цифры, решает простые задачи на сложение и вычитание, знаком с днями недели и месяцами;

    Развивает речь: оперирует всеми частями речи, знает синонимы и антонимы, умеет присоединять суффиксы к словам, образует прилагательные от существительных, подбирает слова с одинаковым корнем, делит слова на слоги, произносит все звуки, может придумать короткий рассказ.

10 принципов развития ребенка 5–6 лет

Я – Родитель предлагает вам десять принципов воспитания ребенка (http://www.сайт/parents/base/) в возрасте от пяти до шести лет, которые помогут ему успешно преодолеть сложности данного этапа развития.

С пяти лет ребенок может и хочет систематически учиться. Для того, чтобы в будущем малышу было легче , постарайтесь организовать регулярные обучающие занятия для ребенка. Это могут быть как развивающие занятия с педагогом с обучением грамоте и основам математики, так и домашние уроки вместе с родителями. Не стоит относиться к занятиям так же серьезно, как в школе, – обучение проводится в более легкой и игровой форме, однако оно способствует формированию привычки к регулярному получению и усвоению знаний.

2. Формируйте навык концентрации внимания

Пяти-шестилетка еще очень нуждается в игре, он не умеет в нужной мере контролировать свое внимание и отвлекается на внешние раздражители. Задача родителей – постепенно, в игровой форме, помочь ему сформировать навык удержания внимания на одной задаче с целью довести ее до завершения.

3. Расширяйте кругозор ребенка

Доказано, что в пять лет ребенок способен запомнить максимальный объем информации. Именно сейчас он начинает активно интересоваться окружающим миром. Взрослым стоит поощрять этот интерес: читайте с малышом энциклопедии об окружающем мире, посещайте музеи и выставки, рассказывайте о том, что знаете сами.

4. Тренируйте память

Пока у малыша в большей степени функционирует непроизвольная память, он хорошо запоминает только то, что ему интересно. Нужно тренировать и память произвольную: учить стихи, пересказывать рассказы, играть в игры на запоминание.

5. Следите за развитием речи

Родителям важно обратить внимание на то, насколько четко ребенок произносит звуки, связна ли его речь, может ли он четко выразить свои мысли. При появлении проблем стоит обратиться к логопеду: сейчас самое время для коррекции речевых нарушений. Лучше устранить все проблемы до школы, чтобы они не стали причиной трудностей в обучении и общении со сверстниками.

6. Начинайте учить чтению

Многие дети, с которыми часто занимались, уже сами проявляют интерес к грамоте. Необходимо больше читать ребенку, выбирая . Читая, посадите ребенка так, чтобы он видел текст: водите пальцем по строкам или используйте закладку для чтения. Так закладывается связь между звучанием слов и их написанием.

7. Играйте в сюжетно-ролевые игры

В пять-шесть лет ребенок начинает придавать значение правилам игры и соблюдать их. Также в этом возрасте начинает бурно развиваться фантазия. Поэтому важна осмысленная игровая деятельность. Если ребенок не ходит в детский сад, он обязательно должен регулярно проводить время вместе со сверстниками: сейчас он особенно нуждается в обществе детей того же возраста и совместных, так называемых, .

Старший дошкольный возраст – самый плодотворный возраст для занятий рисованием, музыкой, конструированием. Если вы не сделали этого раньше, то теперь самое время выбрать малышу кружок по . Хорошо, если родители найдут время и для домашних занятий: ребенок уже может вырезать ножницами, самостоятельно делать аппликации, рисовать, лепить.

9. Привлекайте ребенка к трудовой деятельности

С возраста пяти–шести лет ребенок уже готов к осмысленной трудовой деятельности. Нужно понемногу приучать его к домашнему труду, пусть у него будут свои обязанности по дому.

10. Подавайте детям хороший пример

Родители по-прежнему остаются для ребенка главным авторитетом. Одновременно он приобретает способность анализировать и оценивать их поведение, подмечать особенности взаимоотношений между взрослыми. Поэтому грамотное поведение родителей и позитивные отношения в семье станут залогом полноценного развития и душевного здоровья ребенка.

Насколько самостоятелен будущий школьник?
!

Екатерина Кушнир

Ребенок 5 лет провел в процессе стремительного развития своих психических и физических способностей. Он активно познает мир вокруг себя, учится продуктивно общаться со своими одногодками и взрослыми людьми…

Однако многому ему еще предстоит научиться, а для помощи малышу в его постоянном движении вперед необходимо иметь представление о базовых знаниях и умениях ребятишек его возрастной группы.

Ребенок 5 лет — психология и физическое развитие

Физическое развитие малыша пятилетнего возраста ни в чем не уступает выраженному прогрессу его психических качеств.

Происходят значительные перемены во внешнем виде ребенка: он вытягивается, теряет присущую малышам младшего возраста пухлость, худеет. Это явление можно считать характерной особенностью ребятишек до 6 лет.

Такие внешние перемены связаны с тем, что объем подкожный жировой клетчатки у детей-пятилеток уменьшается, а развитие костной и мышечной массы становится все более интенсивным. Темпы роста конечностей малыша значительно обгоняют темпы роста туловища, и к поступлению в школу длина тела малыша удваивается или увеличивается чуть больше, длина верхних конечностей увеличивается в два с половиной раза, а длина нижних – в три раза и более. Все это приводит к изменению соотношения друг с другом частей тела и перемещению немного вниз центра тяжести. В результате ребенок может двигаться более уверенно и быстро, чем раньше.

Для гармоничного развития ребенок 5 лет должен ежедневно двигаться не менее пяти часов, так как гипокинезия – одна из основных причин детского ожирения и раннего атеросклероза сосудов.

Мышечная система ребятишек развивается неравномерно: крупные мышцы рук развиваются в самую первую очередь, а мелкие (межреберная мускулатура, мышцы кистей и подошвы стоп) значительно отстают в своем развитии. Конечно же, менее развитые мышцы быстрее устают от нагрузок. Поэтому занятия, включающие тонкую работу пальцами кистей, должны быть кратковременными. Обязательно проводятся меры профилактики плоскостопия:

  • подбирается правильная обувь (фиксирующая пятку, с подушечкой под сводом стопы и невысоким каблучком, изготовленная из натуральных материалов);
  • ребенку предоставляется возможность максимальное количество времени ходить босиком – по квартире, даче, на природе;
  • если стопы мягкая и имеется наследственная предрасположенность к плоскостопию, выполняются специальные упражнения для ее укрепления, а в ванной комнате на пол кладется резиновый массажный коврик с рельефной жесткой поверхностью. Вставая на такой коврик после расслабления мышц в воде, ребенок очень хорошо массирует стопу и вызывает сокращение ее мышц.

Рост костно-мышечной системы крохи напрямую влияет на активность его движений и физические умения. К шести годам все движения приобретают ритм и плавность, а сам малыш становится более ловким. Этим объясняется то обстоятельство, что пяти-шестилетних ребятишек начинают принимать в танцевальные кружки.

Выносливость мускулатуры тела еще очень низкая, поэтому долгое время находиться в одной позе ребенок не может. Для развития этого качества хороши игры наподобие «Море волнуется раз» или «Замри», когда ребенок по правилам игры должен принять определенную позу и удерживать ее до тех пор, пока не вмешается ведущий.

Общий контур позвоночника становится таким же, как у взрослых людей, однако фиксация его еще несовершенна – количество хрящевой ткани пока недостаточное. Поэтому большое значение уделяется формированию правильной осанки:

  • контролируется положение ребенка за письменным столом и компьютером;
  • подбирается жесткая мебель для сна (это могут быть даже кровати с ортопедическим матрацами);
  • начинается посещение секции оздоровительного плавания в бассейне – если малыш не посещал бассейн раньше. Плавание позволяет укрепить позвоночный столб и мышцы спины.

Головной мозг малыша к пяти годам приближается по размеру и массе к параметрам взрослого мозга. Но основные нервные процессы у дошкольников протекают по-другому:

  • отсутствует уравновешенность;
  • преобладают процессы возбуждения;
  • торможение активности достигается с трудом.

Этим объясняется тот факт, что ребенок трудно концентрируется на решении одной задачи. Зато его гораздо легче научить правильно выполнять определенное действие, чем потом переучить.

Меняется зрение малыша:

К этому возрасту достигается полноценная острота зрения ребенка, поэтому он совершенно готов к продолжительному чтению.

К пяти годам он уже хорошо видит крупные буквы, а к шести годам различает и более мелкие.

Совершенствуется цветовое зрение ребенка, он уже хорошо различает оттенки цветов.

Завершается формирование совместного зрения двумя глазами, поэтому ребенок начинается полноценно воспринимать предметы в пространстве.

Продолжает нарастать объем легких, параллельно совершенствуется работа органов дыхания:

  • частота дыхания постепенно уменьшается;
  • увеличивается глубина дыхания, что приводит к более полноценному насыщению тканей организма кислородом;
  • повышается устойчивость дыхательной системы к воспалительным процессам и инфекционным заболеваниям.

Увеличивается масса сердца ребенка и его объем, поэтому снижается частота сердечных сокращений.

Основные физические навыки

Ребенок 5 лет осваивал искусство владения своим телом. И вот какими умениями он может похвастать к этому времени:

  • пробежать 200-300 метров без остановки в достаточно быстром темпе;
  • бегать по пересеченной местности;
  • скоординировать свои движения – быстро дотронуться до кончика уха или носа с закрытыми глазами;
  • ловко поймать мяч и бросить его вперед на 2-3 метра;
  • пройти по узкой доске или бревну;
  • прыгать через ступеньку, предметы и скакалку;
  • чуть-чуть подняться по канату за счет силы рук;
  • кувыркнуться вперед.

Обычно ребятишки, начинающие посещать спортивную секцию, развивают определенную группу физических навыков и умений, поэтому занятия спортом помогают укрепить тело и нервную систему малыша.

Нервная система и психические особенности

К пяти – шестилетнему возрасту проявляется интерес ребятишек к вопросам пола. Девочки охотно играют роль мамы, бабушки, дочки, отображая свое представление о семейной жизни. Мальчики демонстрируют свои лидерские позиции и роли добытчика и защитника.

Поэтому малыш другими глазами начинает смотреть на события, происходящие в его семье; появляются зачатки анализа ситуаций. Если обстановка дома дружелюбная, ребенку уделяется достаточно внимания, он растет более социально адаптированным и приспособленным к рению проблем.

Возрастает интерес малышей к творчеству – отчасти это связано с развитием физических качеств, позволяющих выполнить более сложную работу, отчасти – с накоплением у ребенка элементарного жизненного опыта, который он отражает в своих поделках.

Так, характерной чертой рисования малышей-пятилеток является склонность отражать в своей картинке не конкретные зрительные впечатления, а некий результат личного представления мире. Поэтому по рисункам психологи определяют благополучие душевного мира малыша.

Обычно к пяти — шести годам ребенок видит лист бумаги как пространство мира. Поэтому, рисуя, он отображает свое знание о нем, строит свою картину окружающего. Как правило, он умеет разграничить рисунок на «землю» и «небо», в определенном порядке распределить по нему персонажей. Систематичность рисунка говорит о последовательности суждений малыша.

Часто дети воспринимают рисование как непрерывный процесс, отражая в нем динамику происходящих действий: вот дерево покрыто листьями, светит солнце. Налетел ветер (ребенок рисует линии ветра), принес тучи (солнце закрашивается темной краской), пошел дождь (по всему листу рисуются капли дождя). Это нормальное явление, свидетельствующее об интересе малыша к художественному отображению реальности, а не его неаккуратности и небрежности. Не нужно требовать от ребенка статичных результатов – милых домиков и цветочков. Он дойдет до всего сам.

Пять-шесть лет – самый лучший возраст для познания и активности:

Ребенок стремится к парнерству в играх со сверстниками, учится общаться и соблюдать правила игр и межличностного взаимодействия.

Активно развивается образное мышление малыша, которое неразрывно связано с речью и служит основой для дальнейшего развития ребенка. Хорошо помогают развить его представления о пространстве работа с планом и чертежами.

Формируются такие особенности психики малыша, как оригинальность и произвольность воображения.

Появляется безудержный интерес к экспериментальной деятельности и работе с новыми материалами для творчества.

Совершенствуется умение играть в развивающие речевые, математические, логические игры.

В пять-шесть лет ярко виден темперамент ребенка, можно судить о его гиперактивности. Поэтому при появлении проблем в поведении малыша эффективна помощь детского психолога.

С пяти лет увеличивается роль занятий по подготовке к школе. Однако они не должны стать доминирующим звеном в общении ребенка с родителями и педагогами. Только развитие индивидуальности малыша, его жизненных умений и представлений служит залогом успешного учебного процесса, так как все усвоенные знания имеют одно печальное свойство – исчезать из памяти за ненужностью.

Воспитание ребенка 5 лет имеет некоторые особенности. Прежде всего, в этом возрасте у малыша вырабатывается определенный стереотип поведения. Ребенок уже много знает и умеет, но его память еще очень рассеяна. Родители постоянно вынуждены напоминать ему, что он должен помыть руки, почистить утром зубы, убрать игрушки, застелить кровать и др. Собственно, родители здесь должны иметь большое терпение и постепенно вырабатывать в малыше эти последовательные действия.

Нередко подобные напоминания сопровождаются нежеланием ребенка выполнять определенные действия, что влечет за собой споры и пререкания. Это совершенно не значит, что у вашего ребенка слишком упрямый характер, просто в этом возрасте пререкание и упрямство свойственно практически всем детям.

В воспитании ребенка 5-6 лет следует также учитывать разницу во взглядах на жизнь взрослых людей и детей. Взрослые люди способны сопоставить сам поступок и последствия, которые он может повлечь за собой, а дети живут настоящим моментом и не способны анализировать ситуации. Именно эта разница в жизненных позициях зачастую и приводит к противостоянию взрослых и детей.

Воспитание ребенка 5 лет: общение

При воспитании ребенка 5-7 лет обязательно следует учитывать особенности его поведения в обществе. В этом возрасте малыш уже достаточно адаптирован, а обществом является его семья, группа в садике и друзья, с которыми он гуляет во дворе или на детской площадке.

Малыш в 5 лет не боится идти на контакт, выражать свои желания, попросить или поблагодарить за что-то, умеет делиться игрушками с друзьями. Именно это и называется коммуникабельностью.

Иногда можно наблюдать, что некоторые дети данного возраста проявляют агрессию к окружающим. Родители обязательно должны обратить на это внимание и постараться выяснить причину. Следует поговорить с малышом и попытаться объяснить ему, что драться – это плохо.

Однако данная ситуация не касается вопроса, когда необходимо дать кому-то сдачи. Очень важно научить ребенка давать сдачи, особенно мальчика.

Воспитание ребенка 5 лет: наказание и поощрение

Редко когда воспитание ребенка 5-6 лет может обойтись без наказания. Хотя психологическое и физическое воздействие на ребенка современным обществом осуждается, достойной альтернативы данным методам еще, к сожалению, не придумали. Следует наказывать ребенка правильно. Ни в коем случае не ругайте его за шалости. В данном случае придется неоднократно объяснять малышу, что его поступок причиняет людям неудобство и может иметь нежелательные последствия. И только в том случае, если ваш малыш после нескольких подобных объяснений не послушался вас, тогда можно прибегнуть к наказанию.

Само наказание может быть как психологическим, так и физическим.

К психологическому наказанию можно отнести нежелание общаться с ребенком тогда, когда он к вам обращается. Объяснить это можно следующим образом: «ты же меня не слушаешь, так почему я тебя должен слушать?». Как правило, это очень эффективный метод и ребенок стремится самостоятельно выйти на контакт.

Вторым вариантом психологического наказания, применяемого в воспитании ребенка 5-7 лет, может стать запрет или ограничение просмотра мультфильмов или игр за компьютером.

К физическим методам наказания относится ограничение свободы ребенка (поставить малыша в угол) либо телесные наказание (розги, ремень). Следует отметить, что последняя форма телесного наказания должна применяться крайне редко и только в исключительных случаях.

Иногда ребенок может быть слишком балованным вследствие рассеянного внимания и усталости. В этом случае нельзя наказывать малыша, а следует пересмотреть режим дня и давать ему больше времени на отдых.

Воспитание ребенка не принесет положительного эффекта, если наказание будет неадекватно поступку, или сам процесс наказания будет неправильным. Ни в коем случае нельзя наказание откладывать. Ребенок очень быстро забывает свои поступки и впоследствии просто не сможет понять, а за что же его наказывают.

Также не стоит разбрасываться пустыми угрозами, иначе очень быстро ваш ребенок перестанет на них реагировать вообще.

Очень часто детей наказывают за вранье. Но это не совсем правильно. У детей очень развита фантазия и иногда они просто путают реальность и выдумку. Взрослым тяжело понять своих детей в силу того, что груз проблем заставляет их мыслить приземленно. Ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он врунишка, просто скажите, что он фантазирует или придумывает. Если же вы видите, что ребенок обманывает вас специально, то необходимо объяснить ему на доступном примере последствия лжи.

Воспитание ребенка 5-7 лет не может обойтись без поощрений. Это могут быть обычные слова похвалы в адрес ребенка либо же разнообразные подарки за примерное поведение. Однако психологи не рекомендуют награждать детей слишком шикарными подарками. Прекрасно подойдут различные принадлежности для рисования, лепки, конструкторы, пазлы и т.д.

Воспитание детей 5-6 лет, психология воспитания... Ребёнок с большим желанием займётся рисованием, лепкой... Что отец может сделать для своих детей...

Воспитывать 5-6-летнего ребенка интересно и сложно одновременно. Это связано с тем, что психология его поведения до конца не сформирована. Маленький человечек вступает в новую фазу развития, которая имеет несколько отличий от предыдущих.

  1. Главная особенность заключается в том, что малыш хочет стать взрослым и самостоятельным. Особенно ярко это проявляется в коллективе. Ребенок желает все правильно воспринимать и делать. И даже мыслить он старается по-другому.
  2. Творческий подход в этом возрасте чувствуется во всём. Пятилетки – большие фантазеры, любящие посмеяться по любому поводу: например над забавными ситуациями из мультфильмов, сказок и небылиц. А то, что раньше в этих историях пугало, сейчас кажется веселым.
  3. Вместе с фантазией рождается желание сочинять. Дети ждут, что взрослые поддержат их порыв и начнут воображать вместе с ними. Такое совместное времяпровождение укрепляет дружескую связь между поколениями. Что примечательно, в пять лет дети одинаково непосредственно чувствуют себя в общении как со сверстниками, так и с взрослыми.

Обучение с помощью игры

5-летний ребёнок – это сгусток энергии, праздник, позитив в чистом виде. Чтобы он таким оставался долгое время, необходимо не омрачать его детство взрослыми проблемами. Помогайте ему понять важную теорию через игру.

К таким правилам можно отнести:

  • пожарную безопасность;
  • правила дорожного движения;
  • недопустимость общения с незнакомыми людьми.

Психология тонкости воспитания

Справедливым является утверждение: «Как ни притворяйся, но обмануть собаку и ребёнка не получится». Дети тонко чувствуют настроение окружающих, их отношение к себе. Кроме того, они способны анализировать и делать выводы.

Не всегда малышу понятно, как вести себя в определенной ситуации. И когда близкий человек заболевает или грустит, он старается его отвлечь от плохих мыслей. В ход идут любые способы. Ребенок плачет, смеется, или балуется. Лишь бы мама, которая с ним каждый день общается, чему-то учит и объясняет, по-прежнему была его любимой подружкой во всех делах и играх.

Подчас такая «забота» доставляет немало хлопот. Обвинять малыша в нечуткости и неблагодарности в такие моменты нельзя. Под маской шумного веселья и резко возникших потребностей скрывается испуг и волнение. Ребенок растерян странной переменой близкого человека. Поэтому иногда может задавать вопросы: «Ты меня слышишь?», «Ты можешь разговаривать?». Так он старается привлечь внимание и уточнить, не он ли стал причиной внезапной перемены.

В такие эти моменты чадо нуждается в поддержке. Достаточно обнять его и погладить по голове. Можно сказать несколько фраз спокойным голосом, без нот раздражения и недовольства. Объяснить сложившуюся ситуацию, даже если он не спросил об этом прямо. Также поможет совет другого взрослого, которому малыш доверяет.

Тематический материал:

Важность отношении между родителями

«Лучшее, что отец может сделать для своих детей – это любить их мать», – сказала однажды Вероника Долина. Погруженный в дела отец может и не принимать деятельного участия в развитии ребёнка. Но его любовь к супруге проецируется на детей. Напряжённые отношения между родителями вносят раздор в душу маленького человека – ведь он одинаково любит обоих.

Ссоры и несогласия в семье делают ребенка неуверенным в себе. Это плохо сказывается его на успехах в детском коллективе, независимо от способностей. Наиболее самостоятельными вырастают дети, воспитанием которых занимаются оба родителя, со схожими требованиями в воспитании.

Семья – это семь «я»

В 5-6 лет для ребенка крайне важно ходить на культурно-массовые мероприятия всей семьей. Это может быть что угодно: выставки, конкурсы, кукольные спектакли. Если это соревнование, то участие в нем обоих родителей доставит малышу массу приятных эмоций. К тому же, будет что обсудить по дороге домой.

После приятных вылазок «в свет» ребенок с большим рвением займется рисованием, лепкой, другими обычными занятиями. Не связывайте их выполнение с прогулками в качестве поощрения. Так выработается привычка получать «плату» за каждое сделанное дело. Позже ребенка будет трудно переубедить, что усердие в делах нужно ему, а не родителям.

Поощрение необходимо. Главное не сделать из этого привычку. Ведь тогда на каждую просьбу будет поступать вопрос: - «А ты мне что за это?».

Ребенку в пятилетнем надо привить понятия прекрасного и бесценного. Научить ценить жизнь, уважать окружающих и себя, постоянно .

Важнейшим условием гармоничного развития в возрасте 5-6 лет является свобода выбора. Пусть малыш занимается тем, что ему нравится: спортом, пением, игрой или танцами. В этом вопросе придерживайтесь заповеди известного детского психолога, Януша Корчака. Не требуйте от ребенка стать таким, каким хотите его видеть вы, его родители. Лучше помогите ему стать самим собой.