После достижения ребенком возраста 6 лет, все родители сталкиваются с вопросом: как научить читать по слогам малыша в домашних условиях. Конечно можно нанять опытного специалиста и предоставить ему возможность заняться развитием речи своего чада, но далеко не каждая семья может себе финансово это позволить.

По мнению многих специалистов, обучение в домашних условиях вполне возможно. Очень важно найти подход и в правильной форме начать обучение на дому.


Первые шаги при домашнем обучении

С самых первых шагов необходимо грамотно подойти к этому процессу. Для начала, никогда не следует сравнивать своего ребенка с другими. Каждый малыш индивидуален и развивается согласно своему внутреннему ритму. Для одних деток срок обучения может приходиться на 4 года, а с другими начинать следует не раньше 5-6 лет.

Ребенок полностью готов к началу учебного процесса, когда:

  1. Наблюдается правильная и связная речь. Он с легкостью способен выстроить предложения, а также может очень точно выразить свои эмоции и желания.
  2. Малыш должен перед началом обучения хорошо овладеть четкостью произношения. Если, перешагнув отметку пятилетнего возраста, дошкольник все еще не выговаривает определенные буквы, в этом случае его незамедлительно следует показать логопеду.
  3. Достаточно развитое логическое мышление также говорит о готовности впитывать более сложную информацию.
  4. Способность воспринимать информацию не менее чем 10-15 минут.
  5. Начинать обучение необходимо лишь в том случае, когда родитель видит заинтересованность в этом ребенка.

Важно заинтересовать ребенка

В современном мире, все чаще практикуется мнение о том, что в малыша буквально с пеленок следует насильно заставлять впитывать подобного рода информацию. Этот миф готовы развеять не только врачи, но и ведущие детские психологи. По отзывам опытных специалистов, ребенок, не достигший 6 лет, не способен научиться читать по слогам и воспринимать информацию, как в домашних условиях, так и в окружении специалистов.

Все дело в том, что слишком ранее начало обучения может негативным образом сказаться не только на психологическом состоянии, но и на здоровье. Только при достижении шестилетнего возраста, глазные мышцы становясь крепкими, способны выдерживать такие нагрузки. Если начать занятия раньше этого момента, ребенок может начать страдать на близорукость.

Важно! Приступать к занятиям необходимо только тогда, когда малыш готов и физически, психологически, и морально.

Различные методики обучения

После того, как родители решились на самостоятельное обучение, возникает другой не менее важный вопрос: каким образом найти правильную технику.

На сегодняшний день, существует огромное множество методик, в которых родители просто теряются. Итак, чуть ниже представлено несколько методик, которые помогут быстро освоить и понять, как в домашних условиях научить ребёнка 6 лет читать по слогам.

Обучение по Букварю

Один из самых простых и легких методов, который был еще известен бабушкам и дедушкам - это обучение по Букварю. Главным принципом книги является поэтапное изучение от простого к сложному. Сначала ребенок должен выучить буквы, а затем из них попытаться произнести слоги. Книга содержит большое количеств красочных картинок, что превращает обучение в увлекательную игру.

Для начала, следует не спеша ознакомить со всеми твердыми гласными. Для малыша эти буквы не покажутся сложными, и он с легкостью их сможет запомнить.

Важно! Для легкого запоминания, каждую букву следует ассоциировать с определенным животным, птицей или млекопитающим, например, «А» – аист, «У» – улитка и так далее. Только после того, как малыш хорошо усвоил материал, можно приступать к изучению некоторых согласных. Из этих нескольких букв далее пробовать составлять хорошо знакомые ребенку словосочетания «МА», «ПА» и другие.

Данная книга станет отличным путеводителем и поможет дать ответ на вопрос: как в домашних условиях научить ребёнка 6 лет читать по слогам.

Азбука «Урамир» Павла Тюленева

Следующая методика, разработанная академиком Павлом Тюленевым, поможет в короткие сроки преодолеть это неумение. Обучение следует начинать со специальной азбуки под названием «Урамир», именно благодаря правильно изложенной информации, ребенок сможет быстро выучить азы. После того, как этот шаг был проделан, и информация была хорошо усвоена, следует обучение при помощи печатной машинки, картинок, компьютера и специальных кубиков. Именно в такой последовательности, по утверждению самого Тюленева, малыш сможет быстро освоить новые знания. Помимо прочего, автор предлагает свои собственные варианты игровых заданий, при помощи которых, занятия проходят легко и эффективно.

Как научить ребёнка 5 лет читать по слогам в домашних условиях? На этот вопрос дает ответ следующая методика. Когда-то давно она была разработана специально для детей, страдающих на различные заболевания головного мозга. Автором сего метода является Глен Доман. Особенностью его обучения является длительность занятия, всего 15 секунд. В день малыш должен садиться за своеобразное обучение около 10-15 раз. По мнению Домана, ребенок в таком возрасте не способен воспринимать информацию больше указанного времени. На сегодняшний день его способ обучения успешно практикуется во всем мире не только на больных детях, но и на здоровых.

По следующей методике, наличие какой-либо литературы вовсе необязательно. По мнению Зайцевой, для обучения ребенку необходимы только специальные дедуктивные кубики. Из них можно складывать сначала слоги, а затем и целые слова. Яркий и красочный учебный материал приведет любого малыша в восторг. Предложенная методика содержит не только игровые кубики, но и достаточно большое количество учебных игр с ними.

Специальные кубики для чтения

Заключительным методом является обучение по уникальному букварю Жуковой. Программа обучения начинается от простого к сложному. Необходимо шаг за шагом следовать книге, и только в этом случае можно надеяться на превосходный результат.

Исходя из всех выше предложенных вариантов обучения, становиться ясно, что задача как научить ребёнка 6 лет читать по слогам, является абсолютно разрешимой в домашних условиях.

Важно! Необходимо самостоятельно проработать каждую методику и выбрать ту, которая будет легче и ближе для восприятия малыша.

Все авторы сходятся в одном единственном мнении, не стоит загонять своего ребенка под общестандартные шаблоны. Следует помнить, что каждый человек является индивидуальностью и там, где для одного программа пойдет легко, не факт, что для другого она пойдет также.

К каждому ребенку необходимо подойти индивидуально

Обязательные подготовительные работы

После того, как была правильно подобрана программа по обучению, очень важно как можно лучше подготовить ребенка к началу занятий.

Обучение лучше всего начинать в легкой игровой форме не в стенах помещения. Для этого лучше отдать предпочтение любимому месту малыша, в котором он чувствует себя счастливым. Это может быть тихий сквер или парковая зона. Именно во время спокойных прогулок уже можно начинать давать первые гласные буквы. Таким образом, у малыша сложится правильная и приятная ассоциация, что обучение - это веселая игра, в которую он с удовольствием поиграет и в следующий раз.

Для начала, можно не использовать начальные буквы в названиях животных. Если ребенку, например, ближе герои мультфильмов, с ним можно поиграть в игру. Ее правила очень просты, родитель и малыш по очереди должны назвать любимые мультяшные имена на определенные буквы.

Важные секреты по обучению

В заключении, хочется выделить несколько небольших секретов, которые помогут проще пройти этап обучения и получить отличные результаты:

  1. Приступать к изучению только в том случае, если родитель видит, что ребенок полностью готов.
  2. Главным фактором должен служить интерес малыша к занятиям. Как только ему становится не интересно, и он начинает отвлекаться на другие виды деятельности, занятия следует сразу же прекратить.
  3. В обязательном порядке подбирать методику с учетом индивидуальных особенностей.
  4. Необходимо реально оценивать возможности своего ребенка. Никогда ни с кем не сравнивать и понимать, что у каждого человека свой темп развития.
  5. Все занятия должны проходить без криков и какого-либо насилия, как морального, так и физического.
  6. Подавать пример своему малышу. Чем больше он будет видеть, что в семье практикуется чтение среди взрослых, тем лучше.
  7. Для придания игривости занятиям, можно поиграть в школу. Малыш, после каждого занятия, должен повторить изложенный материал путем рисунков.
  8. Периодически просматривать в домашних условиях видео уроки, которые помогут усовершенствовать знания и навсегда закрыть наболевший вопрос о том, как научить ребёнка 6 лет читать по слогам.

Соблюдая все вышеперечисленные советы можно быстро научить ребенка читать

Исходя из всего выше предоставленного материала становиться понятно, что можно без проблем обучить своего малыша самостоятельно. Это не только положительно скажется на его развитии, но и даст возможность провести со своим чадом еще больше времени.


Я очень люблю читать и в свободное время часто сижу с книжкой. Поэтому очень хочу привить ребенку к чтению и книгам. Это не только отличный способ занять малыша, пока что маме нужно что-то сделать, но при этом тренируется память, воображение, развивается умение создавать образы. В общем читать очень полезно и интересно.

Но существуют возрастные ограничения и куча методик как быстро научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Давайте разберемся когда начать и какой метод использовать.

Как научить ребенка читать по слогам
в домашних условиях

Сегодняшний компьютерный век мало способствует чтению книг, но нужно обязательно научить ребенка этому полезному и необходимому навыку. Желательно сделать это еще до школы, чтобы ребенок пришел в класс подготовленным и не числился среди отстающих. Так ему будет проще адаптироваться к новым правилам и условиям.

Методик обучения беглому чтению с раннего возраста существует множество. Очень сложно неопытным родителям отдать предпочтение одной из них. В то же время каждый понимает, что научить читать ребенка необходимо. Но для этого нужно хотя бы в общих чертах представлять себе процесс развития восприятия звуков, образов, умения их сопоставлять между собой.

В каком возрасте начать обучение?

Известно, что всеми человеческими действиями руководит мозг. Он получает внешние сигналы, преобразовывает их в умозаключения и отдает команды для действия. Так вот действие, способное осознать, что окружающие предметы имеют не только устные названия, но могут выглядеть в виде графических образов приходит к человеку к 5-6 годам.

Этим обусловлено время, когда ребенка можно учить читать. Но речь идет об осознанном чтении. О связном и логичном повествовании. А вот буквы, слоги и простые слова ребенок может освоить значительно раньше — около 3,5 — 4 лет.

У детей прекрасно развито воображение. Они прекрасно могут перевоплощать абстрактные неодушевленные предметы в реально действующие. Ребенок играет с лошадкой и не задумывается, что она ненастоящая. То же происходит и с изучением рисунков. Персонажи на них реальны. И воспользоваться этим для ассоциации картинки или предмета со звуками вполне возможно.

Начало обучения

Не все родители представляют себе, как быстро научить ребенка читать. Просмотр книг с картинками, когда малыш запоминает образы на иллюстрациях и учится ассоциировать их с реальными, должен перетекать в обучение письменному их названию.

С этого и начинается обучение чтению. Хорошо использовать книги, в которых под картинкой написано наименование крупным шрифтом. Например, под изображением котенка крупно написано «КОТ». Так ребенок может начинать запоминать принадлежность определенных букв образу. Буква «М» определенно «мамина», а «П» — «папина». Так проще сопоставлять звук и предмет, которому он может соответствовать.

Не следует маленького ребенка учить буквам в алфавитном порядке. Его воображение еще не способно воспринимать эту логику. И отсюда вытекает главный вопрос: когда, в каком возрасте следует начинать изучение букв и чтения.

Возрастные особенности восприятия букв и звуков

Ребенок осваивает звуки мира и пробует их произносить с самого рождения.

  1. Младенец начинает «гулить», говоря на своем языке с мамой. Засыпая, он как будто поет, повторяя мамино укачивание, сам себя баюкая.
  2. Подрастая, он начинает повторять звуки, с которых начинаются слова, определяющие понятные ему действия и персонажи.
  3. К году человечек уже вполне отчетливо говорит «мама», «папа», «дай», «на» и им подобные слова. Он знает названия своих игрушек, действия, связанных с кормлением, купанием, сном, одеванием. Но такие сложные слова говорить еще не в состоянии.
  4. К двум годам обычно ребенок уже отчетливо говорит не только слова, но и фразы. Пока еще не выговаривая всех звуков, он может сказать: «пойдем гулять», «дай кушать», «хочу спать». В этот период вполне можно начинать обучению буквам по картинкам или кубикам. Звуки он уже знает, может их складывать в слова в устной речи. И это есть сигнал, что можно показать, как эти звуки выглядят в речи письменной.

Начинать необходимо именно со знакомых ему образов: машинка, лошадка, совок, тарелка, яблоко, снег, окно… Для наглядности можно из снега выложить букву С, а из машинок собрать М. Он станет запоминать, как конкретная буква выглядит, какому предмету или действию она соответствует. Разумеется, слово целиком ему еще в это время недоступно.

Уместно использование не только кубиков с буквами и картинками. Это прекрасно, что на кубике ребенок сможет наглядно увидеть, что каждая буква соответствует определенной картинке:

  • машинка - М
  • юла - Ю
  • лопатка - Л
  • санки - С

Но не стоит и пренебрегать книжными иллюстрациями. Во-первых, ребенок сразу сможет воспринимать аналогию между буквами и печатной книгой. Привить интерес именно к бумажному изданию, в котором есть знакомые персонажи, очень важно. Если заинтересовать ребенка в игровой форме познавать по рисункам графические наименования предметов, то дальнейшее обучение чтению пойдет легче.

Как правильно научить ребенка читать по слогам

К трехлетнему возрасту дети могут складывать устно слова в предложения. То есть фразы усложняются и обрастают дополнительными словами. Ребенок этого возраста может говорить: «я не буду кушать», «я хочу играть», «мама, дай мне яблоко». С этого времени и можно показать малышу, что слова имеют не только «свою» букву, но и название из букв. Но не следует пытаться учить ребенка складывать слово из букв. Буквы для него - самостоятельные единицы. А вот слоги ему дадутся легче. Разумеется, самые элементарные: мама, папа, окно, снег, кот, шар, юла. То есть знакомые ему образы, соответствующие определенным буквам.

Более сложные слова, состоящие из нескольких слогов, можно будет учить с ребенком после 4-х лет. Но желательно избегать слов с мягким и твердым знаками, буквой «ы» и «й». А вот для «е» и «ё» можно показать различия: еда и ёжик, ёлка и едем. Разные звуки - разные буквы.

Чтобы освоить как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях, не стоит показывать, что они складываются из разных букв. Можно продемонстрировать, что два звука сливаются, соединяются, стремятся друг к другу: ма, па, ко, ло. Только после того, как он сможет освоить такое пропевание слитных слогов, можно присоединять следующие: ло-ж-ка. Разумеется, каждое слово должно быть подтверждено наглядным образом - картинкой или предметом, персонажем.

Вполне можно буквы писать вместе с малышом, так ему будет легче привыкнуть к их очертаниям, и слоги будут сливаться проще. Главное, весь процесс обучения должен органично вписываться в игру. Если изучение букв и слогов будет выглядеть, как наука, то ребенок очень быстро соскучится, ему надоест это занятие.

В таком возрасте он пока не может сосредотачиваться на определенном виде деятельности относительно долгое время. И тем более не в состоянии осознавать, что что-то делать необходимо. Соответственно, и процесс игры-обучения не должен затягиваться. Начинать следует с 3-4 минут занятий. За которым последует то, что заведомо увлечет ребенка. Так он станет отождествлять получение знаний с удовольствием.

Например, ребенок любит играть с машинкой. Можно три минуты посвятить кубикам с буквами, а затем эти кубики погрузить в кузов и катать машину.

Обучение чтению - необходимость современности

Сегодня существует очень много мнений относительно обучения детей. С одной стороны, в моде раннее развитие ребенка, с другой, врачи говорят об опасности раннего обучения для психического и эмоционального развития. Бедные неопытные родители совершенно не знают, кого в этой ситуации слушать.

Но придется признать, что бабушкино ворчание о том, что школа всему научит и не надо ребенка раньше времени насиловать, нынче неактуально. Достаточно знать, что при приеме в школу дети должны уметь читать, считать, знать цифры. Можно с 6 лет отдать ребенка в подготовительную школу, это придется сделать.

Но это уже будет серьезное обучение. Представляется, что когда соберутся вместе совершенно незнакомые с буквами несколько детей, то обучение будет не столь эффективным. Такие занятия перед школой хороши тем, что уже полученные знания будущий ученик научится использовать, а так же понимать, что это не только игра, но и наука.

Поэтому лучше в процессе игры и доверительных бесед с родителями научить дитя основам чтения. Хорошо, если в семье принято читать детям книжки, а не только смотреть мультики. Если ребенок будет слушать, как мама читает интересные сказки, наверняка он и сам захочет делать так же. И обучение чтению не станет каторгой ни для ребенка, ни для его родителей.

Чтение как подготовка к школе

Все описанные способы изучения ребенком букв, звуков, слогов относятся, пожалуй, к основам чтения. Даже к приучению его осознавать предметы и персонажи не только в виде изображений, но и в виде графических названий. Чтением пока назвать это в полном смысле сложно.

Но как только малыш будет хорошо ориентироваться в звуках и сможет складывать простые слова из слогов, можно учиться читать. Это будет хорошей подготовкой к школе, и начинать это стоит не раньше пяти лет. Ребенок в этом возрасте более усидчив и может концентрировать свое внимание на более длительный период времени. И конечно, предыдущие занятия тоже сыграют положительную роль.

Здесь на помощь может прийти простой букварь. В нем прекрасно сочетаются изображения со словами, которые разделены на слоги. Это отлично решает задачу, как правильно научить ребенка читать по слогам. Так как ребенок уже умеет слоги читать, ему не трудно будет видеть, что из них можно складывать более сложные слова.

Здесь же начинается тренировка памяти и внимания. В новых словах будут встречаться новые сочетания слогов. Например, «мама», «рама» уже доступно и легко, поскольку складывается из двух аналогичных слогов. А вот слово «окно» состоит из одного слога открытого, а другого закрытого. То есть первый слог начинается с гласной. Но связывается он так же, как и «ма».

Упражнения для развития внимания

Когда ребенок научится складывать слова без особых усилий, следует усложнить ему задачу.

  1. Сложить слово, пропустив в нем одну букву. Ребенок должен найти пропажу. Для этого он должен внимательно прочитать слово по слогам. Иногда дети пытаются догадаться, что за слово перед ними. И из-за торопливости и невнимательности не видят ошибки. Например: та-ре-ка (тарелка). Пропущенную букву «л» ребенок может не заметить, если угадает слово целиком, не читая его. Следует обратить его внимание на необходимость прочтения каждого слога так, как он выглядит на самом деле, а не в его воображении.
  2. Обратное задание - лишняя буква . Процесс аналогичный. Внимательно пропеть все слоги, в результате чего и обнаружится ошибка. Слова должны состоять не более чем из трех слогов. И лишней буквой лучше избрать согласную. Ее легче обнаружить, поскольку гласную ребенок попробует связать с последующей буквой. А ведь задача еще и в том, что бы ребенок оказался удовлетворен своей работой. Иначе учение быстро превратится в мучение. Например: кен-жгу-ру (кенгуру). При внимательном прочтении лишняя согласная будет резать ухо и сразу обнаружится.
  3. Похожие слова. Здесь ребенку следует предложить прочитать слова, которые отличаются лишь одной буквой. Кит-кот, пар-жар, лес-лис. Обратить внимание на изменение смысла слова от замены одной буквы другой. Можно использовать картинки с перепутанными надписями. Под изображением кота написать «кит». И заострить задание именно на прочтении, а не на рисунке.

Такие задания прекрасно тренируют усидчивость, внимание, сосредоточенность и умение выполнять то, что поставлено в задаче. Эти качества важны и для дальнейшего понимания смысла прочитанного, и пригодятся в школе на занятиях.

Как научить ребенка читать быстро и правильно

Только после освоения всех навыков чтения, когда ребенок будет внимательно прочитывать слова, понимать их значение, можно переходить непосредственно к чтению. Малые предложения типа «мама мыла раму» уже освоены и не представляют трудности. Но речь состоит из более сложных сочетаний слов.

Нужно обратить внимание человечка на человеческую речь вообще. Как говорят родители, другие люди, он сам, герои мультфильмов? Если в семье в принципе читаются книги, и процесс чтения не является необычным, то легко можно прибегнуть к прочтению отрывков уже знакомых произведений.

1. Самые простые варианты - сказки. В их текстах нет сложных предложений, отягощенных деепричастными оборотами или вводными словами, отступлениями. Там события изложены в простой форме, предложения непосредственно следуют за действиями героев. Еще одно достоинство сказок - издание их с красочными иллюстрациями и крупная печать.

С такими книгами шестилетний ребенок вполне может начинать знакомство лично, а не на слух. Но разумеется, под маминым руководством и с ее помощью. Текст типа «Жили-были старик и старуха» вполне по силам ребенку. Небольшая сказка «Три медведя» или «Колобок» помогут освоению чтения предложений и связных текстов.

2. Здесь может помочь параллельное чтение. Когда мама читает текст, а ребенок шепотом прочитывает то же самое одновременно по другой книге. Затем можно поменяться ролями. Во время чтения текста мама может допускать ошибки, чтобы завлечь ребенка внимательно следить за чтением и пониманием. Можно пропустить слово или даже предложение. Пусть малыш заметит ошибку, а это произойдет, если он действительно внимательно читает вместе с матерью.

Это важно еще и для того, чтобы научиться читать «про себя» так же внимательно как и вслух. И поможет решить задачу, как научить ребенка читать быстро. Поскольку исчезает дополнительная связующая команда мозга: вижу - читаю - понимаю - произношу. Процесс произношения исключается, и завершается на понимании.

3. Можно добавить упражнение по складыванию слов. Как в известной игре. Написать длинное слово или просто набор букв и составлять из них слова - кто больше. Со временем выработается умение предвидеть слова.

4. Этим же целям будет служить и упражнение по угадыванию. У слова есть начало и конец, нужно догадаться, что это за слово и дополнить недостающими слогами. Эти оба задания будут способствовать беглому чтению и пониманию без произнесения вслух. Боковое зрение охватывает продолжение слова, пока глаз только начинает читать первые его буквы. Поэтому упражнение с угадыванием поможет ускорить и чтение, и восприятие.

5. Здесь же уместно научить понимать конечный смысл предложения. Ведь при угадывании слова можно ошибиться и смысл текста изменится. Для этого можно при параллельном чтении допускать подобные ошибки и обращать внимание ребенка на изменившийся смысл целого предложения. Например: «Зашумели крыльями гуси-лебеди, и Каша спряталась под яблоньку». Какая каша? Правильно - Маша. В этом случае можно научить ребенка читать быстро и правильно, как и потребуется ему в последующем.

Итак, учить чтению ребенка просто необходимо. Это и умение узнать новое, и развитие памяти, внимания, усидчивости. Но нужно соблюдать меру и порядок обучения, нужно знать как научить ребенка читать по слогам в домашних условиях. Не стоит начинать с трехлетнего возраста учить слова, особенно сложные. Достаточно понимания букв, слогов и соответствия их определенным образам. Обязательно - обучение должно быть в форме игры, развлечения.

Разумеется, есть дети, имеющие склонность к раннему чтению. Но это особые случаи. Таким детям достаточно помочь освоить слоги и складывание их в слова. Дальше, скорее всего, их не придется учить. Для них чтение является потребностью, и они научатся читать книги так же, как научились есть ложкой. Основная же часть детей нуждается, особенно сегодня, в обучении чтению. И здесь очень важна помощь родителей и их положительный пример.

Как научить ребёнка читать по слогам в домашних условиях, если он не ходит в детский сад и образовательную группу? Школьные программы с каждым годом усложняются, и к первому классу малыш должен уверенно читать по слогам. Без этого навыка учиться в школе будет тяжело, малыш не сможет полноценно усвоить программу и будет страдать от комплекса неполноценности. Мама должна позаботиться, чтобы к первому классу у ребенка уже были базовые знания по чтению и сложению/вычитанию простых чисел.

Как самостоятельно научить малыша читать по слогам? Что для этого нужно иметь, и возможно ли справиться с обучением? В домашних условиях дети более комфортно и уверенно себя чувствуют, а для помощи мамам в книжных магазинах продаются учебные и методические пособия для развития навыков речи. Однако научить чтению без знания алфавита невозможно! Поэтому самым первым заданием для мамы будет обучение ребенка буквам. Для этого тоже существуют специальные методики: кубики Зайцева, шершавые буковки М. Монтессори и др.

Когда начинать учить ребенка грамоте, во сколько лет? Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Учить чтению нужно тогда, когда малыш психологически готов к усвоению методического материала. Понять это сможет сама мама или семейный психолог. Вопреки установке полезности раннего развития, не стоит несвоевременно обучать ребенка наукам – у него должно быть полноценное детство. Однако и затягивать с процессом обучения тоже неправильно. Обычно с пятилетнего возраста детки начинают проявлять осознанный интерес ко всему новому, и в этот момент можно вложить в них необходимые знания легко.

Противниками слишком раннего обучения выступают и офтальмологи. Они считают, что напряжение зрительного нерва при раннем обучении может повредить малышу . В пять/шесть лет у ребенка уже сформирован зрительный центр, отвечающий за остроту зрения (цилиарная мышца), поэтому учить чтению следует не ранее этого возрастного периода. Если мама волнуется о здоровье глаз своего ребенка, следует посетить окулиста и проверить у малыша зрение.

Противниками раннего обучения выступают и психологи. Они утверждают, что осознанное восприятие учебного материала возможно лишь с семи лет. До этого времени учить ребенка можно лишь в игровой форме, не нагружая его психику ответственностью за учебный процесс. Последствиями слишком раннего обучения могут стать:

  • нервные тики;
  • нарушение речевых функций;
  • проблемы коммуникации;
  • заикание на психической почве;
  • неосознанный страх;
  • неврозы разной интенсивности;
  • повторяющиеся навязчивые движения.

Важно! Не стремитесь сделать из малыша гения. Важнее сохранить его физическое и психоэмоциональное здоровье.

Готовность к обучению

Как узнать, что малыш уже готов к усвоению знаний и обучению читать по слогам? Признаки готовности ребенка к обучению:

  • умеет связно составлять предложения;
  • умеет четко выражать свою мысль словами;
  • у ребенка нет нарушений речи логопедического характера;
  • малыш хорошо координирует свои движения и ориентируется в пространстве;
  • малыш может различать определенные звуки (фонемы) в словах.

Мозг ребёнка должен быть достаточно развит, чтобы не просто видеть букву, но и осознавать ее значение. Мало видеть и слышать – важно уметь понимать увиденное и услышанное.

А этот процесс формируется не в органах зрения/слуха, а в мозге. Малыш видит кубик с изображенной картинкой и связывает картинку с изучаемой буквой. Этот процесс мозговой деятельности. Пока мозг не умеет осознавать увиденное, научить читать будет затруднительно.

Первым упражнением в обучении читать может стать кубик с картинкой и написанной буквой. Малыш видит нарисованный арбуз, умеет выделять в слове звук “А”, и осознает, что буква “А” связана с картинкой арбуза. Мама прячет кубик “А” и просит ребёнка быстро найти его среди других кубиков. Если малыш начинает осознанно искать кубик “А”, значит, он готов к усвоению учебного материала и научится читать по слогам довольно быстро.

Важно! Если у малыша не получается быстро найти кубик, помогите ему с поиском. В следующий раз он будет чувствовать себя увереннее и справится легко с заданием.

Методика обучения

  • выучить все буквы одну за другой;
  • произносить правильно слоги из двух букв;
  • произносить правильно слоги из трех букв;
  • учить правильно соединять слоги в простые слова;
  • учить правильно соединять слоги в сложных словах.

Важно! Весь процесс обучения чтению по слогам должен проходить в игровой форме. Нельзя учить ребёнка насильно и ругать за непонимание.

Как научить соединять буковки в слоги? Слог всегда состоит из гласных и согласных звуков, поэтому важно сначала научить узнавать и правильно артикулировать гласные звуки. Их мало, и с них легко начинать обучение чтению. Затем необходимо изучить согласные звуки: сначала наиболее распространенные – “м”, “п”, “б” и т. д. Это важно, чтобы малыш смог составить свои первые слова – мама, папа, баба.

Чтобы научить ребёнка составлять слоги и читать по слогам, нельзя называть согласные звуки с дополнительными призвуками. Например, учим звук “п”, но не называем его “пэ”. Пусть малыш скажет “п”, потом соединит его с гласной “а”: получится слог “па”. Затем объясните малышу, что эти два звука нужно произнести слитно (спеть их).

Распространенной ошибкой в обучении является чтение по слогам с четкой артикуляцией отдельных звуков: м-а-м-а.

Необходимо научить произносить слог слитно. Большим удовольствием будет для ребёнка составление и произнесение первого в жизни слова из кубиков – “па-па”.

Чтобы процесс обучения получил дополнительный стимул, нужно наглядно показать малышу плоды его стараний. Что следует сделать? Обучите правильно читать и произносить гласные звуки и часть согласных (п, б, м) и объясните, что из этих букв состоит слово “мама” или “папа”. Не нужно учить весь алфавит – сразу переходите к практике! С такой методикой детки пяти/шести лет быстро осваивают чтение.

Важно! Когда малыш освоит слова из повторяющихся слогов (па-па, ма-ма, ба-ба), можно начинать учить сложносоставные слова из нескольких неодинаковых слогов.

Читаем книжки

Когда малыш освоит грамоту по кубикам, можно переходить к чтению книжки. Книжка должна быть яркая, красочная, с большими буквами: чтобы малыш в пять/шесть лет не напрягал зрение. Нужно натренировать ребёнка быстро находить в книжке знакомые ему слоги “ма”, “па”, “ба” и другие.

Чтобы малыш не терял строчку, приучите его следить за написанным с помощью указки или пальчика: пусть показывает то, о чем читает. Большой ошибкой является слитное чтение всех слов сразу. Малыш приучается петь слоги и начинает петь все прочитанные слова подряд, не делая смысловых пауз. Отучите от этой привычки и объясните, что между словами нужно делать перерыв.

Желательно приобрести несколько книжек с разными шрифтами. Нередко бывает, что малыш пяти/шести лет быстро теряет способность узнавать буквы, написанные иным шрифтом. Объясните, что буквы могут быть написаны крупно или мелко, прямо или наклонно.

Если правильно преподнести информацию, малыш с пяти лет научится читать любой текст.

  1. Купите в книжном магазине лучшую методику, чтобы быстро научить ребёнка пяти/шести лет чтению.
  2. Выделите специальное время для занятий чтением и строго придерживайтесь распорядка – это поможет малышу привить навыки организованности.
  3. Каждый новый урок начинайте с повторения материала предыдущего урока – это позволит малышу почувствовать уверенность в своих знаниях.
  4. Помните, что внимание ребёнка не устойчиво, и большее 15-20 минут он не в силах концентрироваться на обучении чтению по слогам.
  5. Больше хвалите ребёнка за самые маленькие достижения – это будет вдохновлять к обучению чтению.

Чтобы малыш быстро осваивал и запоминал информацию, следует связать учебный материал с практикой.

Например, выучив букву “А”, нужно просить ребёнка находить ее везде – на плакатах и вывесках магазинов при прогулке, в книжках и любых других текстах. Малыш с удовольствием будет играть в прятки с буковкой “А” и получать удовольствие от ее нахождения. Учить ребёнка пяти/шести лет следует в непринужденной игровой форме, привлекая его интерес к данному процессу.

Важно! Практика показывает, что в домашних условиях можно быстро научить чтению и счету малыша пяти/шести лет. Главное, набраться терпения и находить ежедневно 10-15 минут для этого важного занятия.

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.

Когда ребенок хорошо освоил алфавит, наступает время научить его складывать буквы в слоги и читать их. Многие мамы и папы мучаются вопросом, как же ему рассказать все про звуки и слоги, как научить его соединять буковки, а потом объяснить, как складывать слова.

Алгоритм обучения

Обучить ребенка связному чтению не так просто, как может показаться на первый взгляд. Это довольно серьезное дело, которое требует терпения, усидчивости и некоторой подготовки самих родителей. Процесс выработки навыков чтения складывается из трех шагов:

  • заучивание букв и обозначающих их звуков;
  • складывание букв в слоги и практическая тренировка их чтения;
  • складывание слогов в слова и отработка слитного чтения.

Первый шаг обычно не вызывает затруднений у детишек, они быстро запоминают буквы в процессе игры. Следующий же шаг, чуть ли не самый важный и ответственный, дается многим деткам не очень легко. Возникшие трудности могут отбить охоту и существенно затормозить процесс. Не сдавайтесь и продолжайте систематические занятия, даже если дело серьезно замедлилось. Подбадривайте ваше чадо, чтобы он почувствовал себя увереннее.

Когда можно начинать обучать ребенка чтению?

Прежде чем приступать к обучению, убедитесь наверняка, что ваш очаровательный студент знает буквы алфавита и без труда их идентифицирует. Для тестирования навыков дайте малышу азбуку и попросите назвать буквы. Обычно деткам на это требуется 2-3 минуты. Это означает, что на распознание одной буковки у него уходит 4-6 секунд. Отталкиваясь от простейших вычислений, можно предположить, что на прочтение слова из 4 букв («папа», «мама») ему понадобится от 20 до 25 секунд. А теперь представьте, каково читать с такой скоростью.

Так что знать и идентифицировать буквы, конечно, важно, но их определение должно быть молниеносным. Когда малыш на «разборку» всего алфавита будет тратить секунд 20, вот тогда и переходите ко второму этапу обучения – как научить ребенка слогам.

Основополагающие моменты:

  • Учите ребенка звукам, а не буквам, это упростит процесс последующего обучения. Например, не «дэ», «тэ», «мэ», а «Д», «Т», «М». Гласные должны быть длинными «ууу», «ааа». Начните практику с «А». Она проще всего для детей, они ее быстро запоминают и определяют. Как только ученик будет хорошо ее определять, приступайте к согласным. Затем начинайте составлять слоги «МА», «ДА», «ГА». Как только это будет получаться, начинайте строить слова: «ба-ба», «ма-ма». После отработки навыков с буквой «А» приступайте к практике с буквой «О», потом «У», «И».
  • Если малышу алфавит хорошо знаком, поиграйте с ним. Покажите ему, как собирать простые слова «да-ша», «ка-ша», «ли-за», «ли-са», «рот», «дом», «ко-за».
  • Переходите к 3-сложным словам.
  • Обучение в игре – самое оптимальное и интересное для ребенка.

В процессе обучения активно используйте наглядные пособия. Подготовленные заранее красочные картинки, тематические видео-материалы могут стать вашими помощниками в этом нелегком деле.

Методики обучения

Самостоятельно научить кроху читать, не опираясь на дидактический материал, довольно трудно (подробнее в статье: ). Заранее приобретите букварь, он вам понадобится. Сейчас они выпускаются в большом ассортименте – есть и классические, есть и оригинальные. Самыми интересными и практически обоснованными можно назвать методики Н. Жуковой и Е. Бахтиной.

Метод Жуковой с «бегающими буковками» выглядит более простым для объяснения, а потому более понятен ребенку. Не следует забывать, что всякий ребенок уникален, его способности индивидуальны. Что удобно и понятно одному, то никак не идет у другого. Если малыш чувствует себя не очень уверенно на этапе слогов, не спешите переходить к складыванию слов, пусть даже самых простых. Такое никчемное ускорение усилит его неуверенность и отобьет желание учиться читать.

Методика Бахтиной подходит для совсем маленьких детишек, которым едва исполнилось 2 года. Автор уверяет, что детки, регулярно занимающиеся в домашних условиях по ее методике, уже к трем годам могут хорошо читать. По букварю Жуковой дети занимаются в школе, т.е. в возрасте 5-6 лет.

Складываем и читаем слоги по методике Елены Бахтиной

Суть метода в следующем: как только малыш научился бегло (именно бегло!) узнавать буквы, начинайте учить его соединять буквы, строить слоги произносить их. После того, как он научится правильно произносить и распознавать буквенные сочетания, нужно проработать их разновидности.

Приведем пример. В слоге «МА» встретились и крепко подружились буковки «М» и «А». Теперь они вместе и получается «МА». Повторяйте про дружбу «М» + «А» = «МА» в течение дня, закрепите навык на следующий день. По той же схеме выучите другие буквосочетания. Поначалу практикуйте открытые слоги (на гласную) «КА», «ГА», «ЛА». Непременно закрепляйте произношение демонстрацией карточек (наглядно).

Те же самые карточки используйте, чтобы научить ребенка читать. Предлагаем вам готовые карточки: согласные – синие, гласные – красные. Составляйте из карточек слоги и слова для чтения.

Важные аспекты:

  • На начальном этапе не используйте гласные с «й» в составе «ю» = «йу», «я» = «йа». Не используйте шипящие согласные, так как они сложнее в произношении.
  • Обучайте ребенка беспрерывно – не только дома с букварем, но и во время прогулки. Указывайте «студенту» на вывески, побуждайте его находить и произносить знакомые сочетания, попрактикуйтесь и с незнакомыми сочетаниями. Потом можно включить в обучение гласные с «й» в составе и шипящие согласные.

Не исключено, что данная методика не подойдет малышу, и читать он не научится. В этом случае опробуйте другой метод обучения.

Классическая методика автора школьного букваря Надежды Жуковой

Воспользуйтесь букварем Жуковой, чтобы научить ребенка складывать слоги из букв. Начните с букв «М» и «А», ведь их сочетание для крошки родное и близкое. Это буквосочетание знакомо чуть ли не с рождения, оно лежит в основе слова «мама».

Обратите внимание малыша, что на картинке в букваре одна буква бежит к другой, и потом они соединяются.



Проговаривайте вместе с ним растянутую букву «ммм» и превратите в «ммаааа». При этом постепенно сокращается первый звук и становится длиннее второй. По той же схеме произносите другие открытые буквосочетания с «А», «О», «У»: «ДА», «КО», «ТУ» и т.д. Потом переходите к сложению совсем простых слов, которые понятны обучаемому: «ПА-ПА», «РУ-КА», «НО-ГА». Акцентируйте внимание на артикуляции: один звук протягиваем, а другой укорачиваем. Если вы сможете сделать свои карточки с «бегающими» буковками, то учить малыша читать можно будет не только с книжкой, но и посредством игры.

Важные аспекты:

  • Очень важно побуждать ребенка анализировать слоги, которые он выучивает. Всякий раз спрашивайте его, какие он здесь видит буквы и сколько их. Пусть он произносит и повторяет опять и опять.
  • Следите за тем, чтобы во время чтения буквы у него не «разрывались» и не «раздруживались», чтобы звуки не превратились в буквы при их соединении: «да», а не «дэа»; «па», а не «пэа». Ребенок должен проговаривать именно звуки. Напоминайте крохе, что первый звук надо потянуть, а второй «подстричь».
  • Пусть во время урока ребенок на слух определит количество произнесенных мамой/папой букв (звуков). Попросите его назвать первый звук и второй. Изначально можно попрактиковаться на сочетаниях гласных «ао», «уа», «иа».

Еще раз напомним об индивидуальности ребенка. Один малыш быстро соединит буквы и звуки, а другой будет испытывать трудности. Не торопите его и не педалируйте ситуацию. Пусть занятия будут регулярными. Если вашему ребенку никак не дается одна методика, пробуйте другую. Важно подобрать тот вариант, который подойдет ему.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог