Драгоценные камни издревле привлекают внимание людей своими качествами: красивой яркой окраской, твердостью и долговечностью, блеском и игрой света. Цена каждого экземпляра зависит от его размера, ювелирных характеристик и качества огранки. Некоторые имитации настолько качественные, что самостоятельно определить, является ли понравившийся драгоценный камень настоящим или нет, очень сложно. Однако есть методики, следуя которым, можно выявить подделку. Методы основаны, прежде всего, на знании уникальных свойств самоцветов.

Из более чем 4000 видов минералов драгоценными признаны примерно 100 разновидностей. К ним также относят камни органического происхождения: жемчуг, янтарь, гагат и коралл.

В ювелирных магазинах можно встретить украшения со вставками как из натуральных драгоценных камней, так и из их синтетических аналогов. Искусственно выращенные кристаллы обладают теми же оптическими, физическими и химическими свойствами, что и природные. Дифференцировать их без специальных приборов - непростая задача даже для геммологов.

Существуют методы облагораживания ценных, но низкокачественных минералов для повышения их стоимости. Суть этого процесса состоит в том, что в результате определенного воздействия кристалл приобретает более насыщенную и интересную окраску. Например, в цитрин превращают бледные разновидности аметиста или дымчатого кварца, подвергая их термообработке. В таких случаях только специалист может узнать, драгоценный камень использован в украшении или его облагороженный вариант. Эта информация обязательно отображается в сопровождающей документации.

В качестве более простых имитаций могут использоваться дешевые минералы, окрашенные в соответствующий цвет, керамика или стекло. Отличить их от настоящих самоцветов в домашних условиях намного проще. Иногда производители создают составные камни (дуплеты, триплеты) - склеенные из нескольких кусочков кристаллы, слоистая структура которых видна, если рассмотреть образец сбоку.

Главное доказательство природного происхождения драгоценных минералов - наличие у продавца сертификата.

В нем должны быть указаны:

  • вид камня;
  • размер и вес;
  • цвет;
  • чистота;
  • способ огранки;
  • дефекты;
  • место добычи.

Если проверить наличие документов невозможно или украшение уже куплено, можно оценить его самостоятельно. Для этого необходимо разбираться в основных свойствах и особенностях минералов. В качестве ключевых критериев проверки камней на подлинность является оценка таких параметров:

  • твердость;
  • электризация - способность притягивать мелкие предметы;
  • светопреломление и блеск;
  • плеохроизм - свойство изменять окраску в зависимости от угла зрения или при изменении освещения;
  • люминесценция - способность некоторых минералов светиться вод воздействием ультрафиолетовых лучей, для чего можно использовать ручку для проверки купюр с УФ-фонариком;
  • реакция на химическое воздействие - не применяется для оценки органических камней.

Алмаз или бриллиант

Бриллиант стал одним из самых популярных ювелирных камней благодаря исключительному блеску. Над технологиями выращивания синтетических алмазов работали ученые в разных странах. Впервые получить образцы ювелирного качества удалось лишь в 1955 году в США. За бриллианты могут выдавать бесцветный циркон, синтетический прозрачный сапфир или шпинель, фианиты.

Чтобы определить подлинность алмаза, необходимо учесть следующие его свойства:

  • Бриллиант - эталон твердости, поэтому, если грани кристалла как будто стерты или на поверхности присутствуют царапины - это подделка.
  • Если на настоящий алмаз нанести глицерин, а затем опустить в воду, он продолжит ярко блестеть, а имитации из сапфира, хрустального стекла или шпинели будут плохо видны.
  • Огранка алмаза способствует тому, что свет отражается от нижних граней, как от зеркал, поэтому глядя сквозь кристалл нельзя увидеть то, что находится под ним – лишь светящуюся точку в центре.
  • В бриллианте свет отражается всеми гранями, если посмотреть на кристалл сбоку – он тоже будет сиять.
  • Большинство алмазов светится в ультрафиолете голубым светом.

Определить синтетический бриллиант в ювелирном изделии сложнее, чем отдельный образец, поскольку наличие металла ограничивает применение некоторых методов, а оправа драгоценности не позволяет рассмотреть минерал со всех сторон.

Бирюза

Несмотря на то, что бирюза не относится к редким минералам, большая часть добываемого сырья имеет низкое качество. Поэтому камни подвергают дополнительному укреплению и окрашиванию. Кроме того, распространены прессованные самоцветы, которые производят из порошка, остающегося от обработки бирюзы. Эти украшения не являются подделкой, но со временем приобретают грязноватый оттенок.

Популярность бирюзы и ее свойства послужили причиной того, что первые попытки имитации этого камня были предприняты еще в Древнем Египте и во времена античности. Сегодня в продаже можно встретить как синтетический камень, так и более простые имитации из пластмассы, эмали, а также окрашенные под бирюзу минералы, например, очень близок к бирюзе по многим характеристикам говлит.

Для проверки натуральности камня можно воспользоваться следующими методами:

  • Твердость бирюзы составляет 6 единиц по шкале Мооса. Приложив небольшое усилие, ее можно поцарапать. Если сделать это не удается, то это стеклянная или фарфоровая имитация, а если образец легко царапается, оставляя белую стружку, это пластмасса.
  • Как и многие минералы, бирюза долго остается прохладной, если подержать ее в руке.
  • Когда позволяют размеры камня, можно провести опыт с раскаленной иглой. Если прикоснуться кончиком к поверхности, то пластик оплавится. Цвет окрашенного минерала в месте соприкосновения посветлеет. Если исследуется образец укрепленной бирюзы, в точке касания может выступить капля пропитки.
  • При воздействии соляной кислоты на поверхность камня у некоторых подделок (неолит и венская бирюза) появятся желтые пятна, а оригинал не изменится.

Гранат

Гранаты подделывают не очень часто, благодаря тому что существуют эффективные методы их проверки. В качестве имитации в украшение может быть вставлено цветное стекло, фианит, реже - пластик.

Чтобы проверить отдельный драгоценный камень, можно использовать магнитные свойства минерала. Для этого потребуются чувствительные весы, кусочек магнита и пробковая подложка. Образец необходимо положить на подложку и затем на весы. Если приблизить к гранату магнит, то на расстоянии примерно 1 см стрелка весов начнет колебаться.

Важным показателем подлинности будет величина камня, так как большинство добываемых камней небольшие - размером с зернышко граната.

Камень от стекла отличается тем, что гранат медленнее нагревается и имеет неоднородную окраску.

Изумруд

Изумруд наряду с бриллиантом, рубином и сапфиром входит в первый класс драгоценных минералов. Синтетически выращенные аналоги сможет определить только специалист.

Чтобы отличить природный камень от подделки, следует обратить внимание на ряд особенностей:

  • Твердость изумруда составляет 7,5–8 по Моосу, поэтому ограненный кристалл должен иметь четкие грани, без царапин на поверхности.
  • Если рассмотреть образец через лупу, в глубине можно увидеть трещинки с газожидкими включениями, а также параллельные линии роста. В подделке присутствуют полые пузырьки воздуха.
  • В ультрафиолете изумруд светится красным, но не всегда - это зависит от места добычи минерала, поэтому с помощью метода можно подтвердить лишь подлинность образца, а не выявить подделку.

Янтарь

Янтарь - драгоценный камень органического происхождения, это окаменелая смола древних деревьев. Классификация янтаря включает десятки разновидностей, каждая из которых отличается цветом, прозрачностью и местом добычи. Значительно повышает стоимость экземпляра наличие в застывшей смоле доисторических насекомых или растений. Эти полудрагоценные камни часто заменяют пластиковыми подделками, также используют копал и бернит.

Чтобы определить природу янтаря, можно проделать ряд действий:

  • Если камень не заключен в оправу, можно опустить его в соляной раствор (3–4 ст. л. соли на стакан воды). Подделки, кроме полистирола, пойдут ко дну, а настоящий минерал - нет.
  • Природный янтарь электризуется. Если натереть его поверхность шерстяной тканью, он начнет притягивать мелкие частички.
  • Если поднести образец к огню или приложить к поверхности раскаленную иглу, можно почувствовать запах смолы, а подделка будет пахнуть пластмассой.
  • В ультрафиолете оригинальный янтарь начинает флуоресцировать в голубовато-белых или зеленых тонах.
  • Природный образец на ощупь теплый и приятный.

Жемчуг

Дикий морской жемчуг идеально круглой формы стоит не одну тысячу долларов. Поэтому уже давно развивается практика выращивания культивированного жемчуга. Он стоит дешевле, но также имеет природное происхождение. Стоимость речного жемчуга тоже небольшая.

В домашних условиях определить, настоящий ли жемчуг, можно несколькими способами:

  • Это довольно мягкий камень (3,5–4,5 по Моосу). Если потереть две бусины друг о друга, появится пыль, однако перламутровая поверхность не пострадает.
  • Чтобы оценить жемчуг в готовом изделии, надо обратить внимание на перламутровую поверхность. У природных образцов можно заметить хаотично расположенные пятна с меньшим блеском и немного другим оттенком, которые образованы неоднородным наслоением конхиолина.
  • Тактильная проверка. Поверхность жемчужины пористая и шероховатая - если провести камнем по поверхности зуба, жемчужина будет поскрипывать.
  • Флуоресценция жемчуга носит условный характер и определяется составом воды, в которой он вырос.

Рубин

Рубин - драгоценная красная разновидность корунда. Природный экземпляр с высокими показателями чистоты сравним по стоимости с бриллиантами. Под видом рубинов в украшении могут быть синтетические камни, красная шпинель, турмалин или гранат.

Проще всего отличить оригинал от граната, турмалина и окрашенного стекла:

  • Рубин тверже граната, он блестит ярко, а гранат - матово и имеет смолянистый блеск.
  • По сравнению со стеклом долго остается прохладным.
  • Определить подлинность образца можно в ультрафиолете: турмалины флуоресцируют оранжевым, а рубины - красным.
  • Многие рубины флуоресцируют и при солнечном свете, особенно ярко эта способность проявляется у экземпляров из Мьянмы и Шри-Ланки.
  • У природных камней наблюдается эффект дихроизма: цвет чередуется от лилово-красного до желто-красного в зависимости от освещения.
  • Для рубинов характерно присутствие в структуре рутила, который создает эффект шелкового беловатого свечения внутри кристалла.
  • В отличие от шпинели, рубин не содержит включений, напоминающих пузырьки. Синтетические образцы часто имеют пузырьки и цветовые воронки.

Сапфир

Традиционно сапфиром называют синюю разновидность корунда. Кроме того, есть желтые, черные, голубые, зеленоватые, розовые, фиолетовые и бесцветные виды. В продаже можно встретить облагороженные кристаллы.

Замещают сапфиры цветным стеклом, синей шпинелью или турмалином, также используют дуплеты.

Отличить драгоценный камень помогут следующие его свойства:

  • по твердости оригинал уступает лишь алмазу;
  • натуральному кристаллу присущ дихроизм: если смотреть на сапфир сверху, то он имеет насыщенный синий цвет, если сбоку - желтовато-синий или зеленоватый;
  • сапфиры, как и рубины, иногда содержат включения рутила, создающие шелковый блеск камня или же эффект астеризма;
  • в коротковолновом ультрафиолете, как правило, не светятся, а искусственные аналоги флуоресцируют бледно-зеленым.

Топаз

Топаз - популярный ювелирный камень, который имеет различные варианты окраски. В продаже часто можно встретить облагороженные образцы насыщенных цветов и радужный мистик-топаз, который получают в результате нанесения на поверхность специального напыления. Разработаны методы создания синтетических топазов, но они не получили широкого распространения из-за высокой конечной стоимости. В качестве имитаций используются кварц или стекло.

Природное происхождение топаза определяют по следующим признакам:

  • Твердость камня - 8 баллов по Моосу, он тверже кварца и стекла и, в отличие от последнего, остается прохладным.
  • Поверхность полированного топаза на ощупь кажется скользкой.
  • Минерал электризуется, если натереть его салфеткой из натуральных материалов.
  • В ультрафиолете натуральный камень светится зеленым или коричневым.
  • Для топаза характерен плеохроизм. Голубые кристаллы при смене освещения переходят к зеленым или бесцветным оттенкам. Желтые - к темно-желтым или красноватым, розовые - к красным и редко к оранжевым.

Аквамарин

Аквамарин отличается зеленовато-голубым цветом морской волны, его часто путают с голубым топазом. Для увеличения интенсивности окраски бледные камни нагревают.

Синтетических аквамаринов в продаже не бывает - в качестве имитаций используют стекло, синтетические шпинель и кварц.

Натуральность аквамарина можно подтвердить по следующим характеристикам:

  • твердость минерала - 7,5–8 по Моосу;
  • для натуральных аквамаринов характерны вкрапления белой окраски, напоминающие хризантему и снежинки;
  • прозрачным разновидностям присущ глянцевый блеск;
  • под разными углами кристалл слегка меняет окраску;
  • минерал царапает стекло и не нагревается в отличие от него.

Корунд

Корунд относится к драгоценным камням так же, как и его популярные разновидности - рубин и сапфир. Чистые прозрачные корунды встречаются в природе исключительно редко. В месторождениях чаще находят окрашенные разновидности, чей цвет определяется наличием в породе примесей.

Природное происхождение минерала проверяют так же, как и в случае с рубинами и сапфирами, за исключением окраски:


Как определить камень в ювелирном изделии

Определение подлинности драгоценных камней, заключенных в металлы, сложнее, поскольку оправа ограничивает возможности визуального осмотра. Однако остаются эффективными следующие методы:

  • узнать, какой минерал вставлен в кольцо или серьги, можно с помощью ультрафиолета;
  • изучить отверстия в бусинах - их края не должны быть оплавлены;
  • можно оценить внутренность камня и увидеть, нет ли резкой смены окраски;
  • дорогие самоцветы не могут иметь дешевую оправу.

Чтобы правильно оценить драгоценные камни, требуется опыт. Поскольку основные конкуренты природных минералов - синтетические кристаллы, главной защитой от ошибки будет обращение к геммологу и покупка украшений у проверенных продавцов.

Я очень люблю натуральные камни и во время путешествий по Индии всегда покупаю их для себя, на подарки и на продажу, драгоценные и полудрагоценные, ну и разумеется что бы купить , а не подделку надо хоть немного разбираться в природных камнях и их свойствах.
Давеча позвонила подруга мамы и пожаловалась, что половине ее камней - как оказалось при тестировании - подделки, и даже не камни, а просто пластмасса.
Вот решила написать очень простые советы как отличить на ходу натуральный камень от подделки: пластика, стекла, керамики, поскольку к сожалению и в России, и даже в Индии подделывают не только драгоценные камни, но даже и полудрагоценные, поделочные.

Предисловие. Цена камня

Натуральный камень с огранкой или отшлифованный не может стоит 10 копеек, просто потому, что его обработка стоит дороже, так что если вы хотите купить дешевку - вы априори получите подделку.
Сразу отмечу, что такие натуральные камни как бирюза или малахит стоят не просто не дешево, а довольно дорого, потому что их почти не осталось в природе. Подделывать бирюзу научились еще в средние века, так что дешевой бирюзы просто не бывает, все что продается в не-ювелирных магазинах и кусками по 1 см. - подделка. То же касается дешевого янтаря, сейчас научились в поддельный янтарь из пластика пускать пузырьки и замурововать в нем насекомых.

А теперь простые способы отличить натуральный камень от подделки на слух, на вес, теплом. Для образца возьмите гарантированно натуральный природный камень, например, небольшую гальку с дороги, с ней вы можете сравнить качества камня который вы хотите купить.

Проверка натурального камня теплом

Натуральные камни и жемчуг в отличие от подделок всегда холодные, а пластмасса и керамика теплые изначально!
Приложите камень к губам или подбородку, несколько секунд он будет оставаться прохладным, а вот пластмассовая подделка сразу нагреется, и керамика тоже нагреется, правда медленнее.

Натуральный камень на слух

Натуральные камни издают при постукивании по стеклу или металлу характерный звук, которые отличает их от подделок. Опять же сравните звук покупаемого камня с образцом - галькой, если вам подсунули подделку вы услышите разницу.

Натуральный камень на вес

Природные камни всегда тяжелее пластмассы и большей части керамики, тут для проверки вам придется найти камушек такого же размера как и покупаемый и сравнить вес.

Натуральный камень ногтем

Все минералы отличаются своей твердостью, драгоценные камни 1 класса с высокой твердостью я трогать не буду, а вот про некоторые популярные недорогие и не очень дорогие камни немного расскажу.
Гранат, турмалин и кварц (авантюрин, агат, горный хрусталь, аметист, цитрин, кошачий глаз, соколиный глаз, тигровый глаз) имеют твердость 7 и царапают стекло.
Опал, рутил и полевые шпаты (лунный камень, адуляр, солнечный камень и др) имеют твердость 6, царапают стекло, но их можно поцарапать напильником.
Гематит, лазурит, апатит имеет твердость 5, они уже не царапают стекло, наоборот, при усилие их можно оцарапать стекляшкой или ножом.
Флюорит имеет твердость 4, поцарапать его стеклом и ножом легко.
Кальцит (исландский шпат, атласный шпат, оникс мраморный, мрамор и др) имеют твердость 3, так же как и серебро, золото чуть тверже.
Гипс имеет твердость 2 и его можно поцарапать ногтем. Гипс ассоциируется с переломами, однако этот минерал образует очень красивые кристаллы и массивы, его используют для украшений и поделок, обрабатывая сверху прочным лаком. Таким образом, чудесный селенит с шелковистыми переливами вполне могут выдать за более дорогой и твердый лунный или солнечный камень.

Правда царапать надо тоже уметь, учитывая кристаллическую структуру камня, так что лучше попросить продавца продемонстрировать твердость выбранного камня, у нормальных продавцов всегда есть для этого специальные карандаши или тестеры.

Продвинутые способы отличить камень от подделки описаны в статье , а один из примеров диагностики с применением свойства люминесценции я описала в статье

PS Буду благодарна тем, кто поделится своим опытом проверки или другими способами отличить камень от подделки

На сегодняшний день рынок драгоценных изделий изобилует искусственными ювелирными украшениями – их количество намного превышает натуральные продукты. По этой причине сейчас стал актуальным вопрос различия природных самоцветов от искусственных изделий. Сначала стоит разобраться с такими понятиями, как имитация и синтезированный драгоценный продукт.

Особенности

Камень, аналогичный природному минералу, но созданный в лаборатории, называется синтезированным ювелирным камнем. По своим физическим и химическим параметрам он полностью совпадает с натуральным камнем. Продукт, который повторяет только внешние данные, но не структурные свойства, называется имитацией.

Благодаря современным технологиям искусственно вырастить камень в лаборатории можно за короткое время. Для роста минералов создаются идеальные условия, в которых специалисты совершенствуют характерные свойства продукта. По этой причине синтетические образцы соответствуют природным материалам высокого качества.

Изготовлением синтетических драгоценностей занимались с давних времен, используя в качестве исходного материала разноцветные стекла. В XIX веке появились специальные учреждения, в которых создавались высококачественные рубины и сапфиры, трудно отличимые от настоящих. Появились такие центры и в России.

Какие камни чаще имитируют и как проверить?

Бирюза

Первенство по имитации занимает бирюза. Подлинную бирюзу практически невозможно встретить в природе. Умельцы делают украшения из порошка бирюзы, склеивают мелкие частицы кристалла. Более половины бирюзовых самоцветов не натуральны.

Бирюза – полудрагоценный минерал, символ счастья и удачи. Подделывать бирюзу начали еще в Древнем Египте, заменяя ее крашеным стеклом.

С тех пор и мастера ювелиры, и любители этого камня стараются распознать подлинный минерал.

Существует простой способ отличить подлинник от подделки: погруженный на некоторое время в чистую воду камень впитает влагу и поменяет цвет.

Рубин

В группе лидеров по изготовлению синтетических самоцветов находится рубин. При выборе рубина покупателям нужно помнить, что одноименный натуральный продукт на вид мутный, не особенно чистый, кристалл отличается дорогой стоимостью. Если покупателю предлагается приобрести камень по доступной цене и высокого качества, то, скорее всего, это будет синтезированный камень или имитация.

Основное правило определения подлинности рубина – соответствие цены и качества.

Алмаз

Этот камень также занимает одно из лидерских мест по синтетическим самоцветам. Специалисты для изготовления синтетических минералов используют:

  • низкокачественные природные кристаллы;
  • стекло и пластмассу;
  • комбинированные кристаллы со стеклом.

Чтобы определить качество камня, нужно обратить внимание на место склеивания. Если есть пузырьки, то это подделка. Но достоверно распознать подлинность самоцвета поможет оценщик.

Изумруд

Первый синтетический изумруд вырастили немцы в XIX веке. Искусственные изумруды – искусная подделка. Отличить подделку можно по граням: на свету они хорошо просвечиваются, и можно увидеть параллельное расположение граней.

Сапфир

Если говорить о сапфире, то это одноименный кристалл, по свойствам немного уступающий алмазу. Сапфир наделен необыкновенным голубым или фиолетовым цветом с сильным блеском. Существует миф, что настоящий сапфир обладает магическими и лечебными свойствами, приносит владельцу счастье, ограждает от порчи и клеветы.

По внешнему виду в домашних условиях распознать подлинный камень от подделки невозможно – это под силу только профессиональному оценщику. Под лупой специалист проверит преломление света и, опустив минерал в специальную жидкость, определит подлинность продукта. Если сапфир настоящий, он, в отличие от подделки, потонет.

Жемчуг

Настоящий жемчуг – это драгоценный самоцвет с неоднородной структурой, неравномерным цветом, характерной прочностью, плотностью и стоимостью.

Натуральный жемчуг – это минерал с шершавой поверхностью и песчаной текстурой.

Если жемчужной бусинкой провести по зубной поверхности и услышать скрип, то это значит, что жемчуг настоящий.

Синтетические бусинки скрип не издают. Также можно бросить бусинку на пол – настоящий жемчуг подпрыгнет вверх, а искусственный может треснуть и расколоться. Различается подделка от подлинника и на ощупь: природный камень отличается прохладой, а искусственный вариант имеет температуру окружающей среды.

Янтарь

Один из древнейших камней – это янтарь. В течение сотен тысяч лет люди украшали свою одежду, жилище, себя изделиями из драгоценного самоцвета. В последнее время на рынке драгоценностей встречается множество подделок и качественных имитаций камня. Распознать настоящий янтарь нетрудно – имитируется он низкокачественными кристаллами, пластмассой. Если к подделке поднести спичку, минерал нагревается, появляется запах пластмассы, а не смолы.

Бриллиант

Этот камень представляет собой обработанный природный алмаз, дорогостоящий самоцвет, пользующийся наибольшей популярностью и у ювелиров, и у покупателей.

Чтобы отличить подделку от подлинного бриллианта, нужно рассмотреть его под осветительным прибором под прямым углом. У настоящего бриллианта будут светиться расположенные сзади грани. Подлинность бриллианта подтвердит его твердость. Бриллиантом можно резать стекла – он обязательно оставит царапины и шероховатости на поверхности других минералов.

Настоящий бриллиант не боится наждачной бумаги: если потереть ею бриллиантовую поверхность, то никаких изменений не будет.

Рубин

У многих модниц имеются украшения с огромными ярко-красными камнями. Это настоящие или искусственно выращенные рубины. Настоящий рубин стоит чуть дешевле алмаза. Существует несколько способов определения подлинности камня:

  • если поместить минерал в стеклянную посуду, то из нее польется красноватый свет;
  • если в стакан с молоком положить рубин, оно покраснеет;
  • если настоящий камень будет лежать на веке глаза, он сохранит свою температуру.

Топаз

Необыкновенно красиво выглядит полудрагоценный камень топаз. Он назван в честь острова под названием Топазион, расположенного в Красном море. Ювелирные украшения из топаза – самые популярные изделия, выбираемые женщинами.

Чтобы определить подлинность кристалла дома, в помощники нужно взять шерстяную ткань. Если потереть настоящий топаз о шерсть, он наэлектризуется и притянет к себе мелкие предметы.

Тогда не останется никаких сомнений, что перед вами самый настоящий благородный самоцвет.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: ювелирные приобретения проверяются несколькими способами. Они резюмированы ниже:

  • на ощупь – у натуральных камней более низкая температура;
  • визуально – при рассматривании под лупой можно увидеть дефектные трещинки природных камней;
  • по цвету – например, бирюза-подделка окрасит ткань, которой протирается камень;
  • по запаху – например, если к янтарным бусинам поднести зажженную спичку, то при горении должен выделяться запах смолы;
  • по твердости – пример бриллианта, режущего стекла;
  • по теплофизическим свойствам – пример наэлектризованного янтаря.

О том, как отличить натуральные камни от подделки и имитаций, смотрите в следующем видео.

Золото и драгоценные камни всегда привлекали людей. Они не только их украшали, но и были надежным средством инвестиций и сохранения капитала, что нередко толкало нечестных на руку торговцев на подлог и обман. Несколько советов о том, как распознать подделку и избежать покупки "кота в мешке", в беседе с корреспондентом "РГ" раскрыл индийский ювелир Мохаммед Амир.

Амир далек от высокой моды. Его изделия не демонстрируют на подиумах и не предлагают богатейшим людям всего мира. Он создает свои маленькие шедевры для обычных людей. Свадьбы, дни рождения, юбилеи - у него найдутся подарки на любой случай и карман. Если не знать точно, где магазин Амира, найти его будет трудно, ведь рынок, где он работает, очень популярен среди туристов и в простонародье прозван "Яшкой". Ювелирных лавок здесь так много, что разбегаются глаза.

На витрине его небольшого магазина не так много украшений, но по мере разговора с клиентом из его потаенных закромов появляются все новые предметы роскоши. Еще больше у него драгоценных камней. Разной формы, разного качества и цены. Многие клиенты приходят именно за камнями и под них заказывают себе украшения.

В Индии все ювелиры так делают, как вы? На витрине выставляют что похуже, а самые интересные вещи держат в кейсе?

Амир: Нет, просто магазин небольшой и витрины не могут все вместить. Хотя те изделия, что подороже, мы предпочитаем не выставлять напоказ с точки зрения безопасности.

А ваша семья давно занимается ювелирным бизнесом?

Амир: Истоки берут свое начало с момента прихода в Индию моголов (XVI век. - Авт.). Но так гласит семейная история. А так я четко могу сказать, что последние 300 лет все мои предки, включая отца, деда и т.д., были ювелирами. Сейчас бизнес продолжаю я вместе с братьями.

Вы из какой-то специальной касты или так просто сложилось?

Амир: Да, наша каста Шеих-Лахори. Все, кто к ней принадлежит, занимаются ювелирным делом.

Скажите, пожалуйста, под силу обычному человеку, т.е. не ювелиру, отличить хороший драгоценный камень от плохого?

Амир: Во-первых, если вы собрались купить камень или украшение, всегда спрашивайте сертификат. Если магазин хороший, вам обязательно представят такой документ. У меня он есть на все изделия с драгоценными камнями. Если же его нет и вы все-таки хотите приобрести украшение, внимательно присмотритесь к камню. Конечно, это непросто, но все равно, подержав его на свету, вы сможете понять, мутный он или прозрачный, есть ли сколы и царапины, трещины и т.д. Камень также можно взвесить: настоящий природный камень всегда тяжелее искусственного.

А на индийском рынке много искусственных камней?

Амир: Да, нередко встречаются подделки, поэтому нужно быть внимательнее. Причем вас могут обмануть не только при покупке дешевого украшения, вы можете потратить несколько тысяч долларов и остаться ни с чем. Поэтому выбирайте надежное место.

Что такое "гретые" камни?

Амир: Камень нагревают, чтобы он быстрее созрел и набрал более насыщенный цвет. Например, все рубины, которые продаются в делийских магазинах, - "гретые". Они настоящие, вам даже выдадут на них сертификат, но свой цвет они приобрели искусственным путем. Есть небольшая доля бирманских рубинов, они сильно отличаются от других темно-красным цветом и ценой. Они в разы дороже.

Другая категория камней - "обработанные". Например, есть настоящий природный камень, но у него один небольшой изъян - пустота внутри. Тогда ее вычищают и заполняют подкрашенным жидким стеклом. Оно застывает, и камень готов. Он тоже настоящий, но с нюансом.

В делийских магазинах продают изделия из местных камней или вы их импортируете?

Амир: Большинство камней привозные. В основном африканские, а также привозят из Юго-Восточной Азии. В Индии камни практически не добывают.

Но все же есть камни, о которых с уверенностью можно сказать, что они из Индии?

Амир: Существуют кашмирские топазы и изумруды. Они очень высокого качества и очень дорогие. На рынке их встретить можно редко. Но полудрагоценные камни, например, гранат, лунный камень, черный оникс, кошачий глаз производятся в основном в Индии.

Можно ли по огранке определить стоимость камня?

Амир: Арифметика простая: чем меньше граней, тем камень дешевле. Для бриллианта, например, максимальное количество граней 57. Такой камень будет дорогим. Другие камни тоже имеют свои способы огранки, поскольку все они отличаются по своим физическим качествам. Но эта задача под силу только специалисту. Простому человеку трудно будет сразу определить тип огранки, а считать грани он вряд ли будет. (Смеется.)

Какие камни сегодня в моде?

Амир: Конечно, бриллианты. Они всегда в моде. У нас, например, все бриллианты африканские. Сапфиры, рубины тоже популярны. Среди полудрагоценных камней на первом месте голубой топаз.

А российские бриллианты у вас есть? У нас в Якутии много алмазов добывают...

Амир: Нет, может, в будущем появятся.

Какие камни вы посоветуете покупать в Индии?

Амир: Качественные. (Смеется.)

А что скажете о жемчуге?

Амир: Жемчуг весь речной, из Китая. Морской бывает редко, он намного дороже и обычно привозится на заказ.

Расскажите о золотых сплавах... Какие используют в Индии для ювелирных изделий?

Амир: Мы добавляем в золото медь и серебро, поэтому индийское золото мягче и легче обрабатывается.

Пробы ставите?

Амир: На золотые изделия обязательно ставится правительственная проба. Она наносится лазером и помимо чистоты металла наносится также символ фирмы, где изделие было произведено. Наш символ - звезда. В других магазинах собственные символы. По нему можно узнать историю украшения по государственному реестру, где отмечены все ювелирные компании. Крупные, естественно. Если такой пробы нет, тогда лучше подумать, покупать ли украшение. Но на серебряные изделия я пробу ставлю свою, чтобы не платить пошлину государству. Серебро не очень дорогое, и получается невыгодно платить дополнительно за пробу.

А серебряные изделия вы тоже изготавливаете?

Амир: Да, но не очень много.

А их тоже подделывают или это нерентабельно?

Амир: Да, конечно. Надо быть осторожнее. Порой вам могут продать серебряный столовый набор, где серебра всего 50%, а возьмут как за 875-ю пробу. Здесь желательно купить одну ложку из набора и отнести в лабораторию для анализа. Но это займет 1-2 дня. Поэтому есть другой способ. Если ложка гнется и не ломается, значит, в изделии серебра много и проба высокая, а если ломается, значит, пополам с другим металлом.

Правда, что для сглаживания недостатков ювелирных изделий их покрывают родием?

Амир: Слой родия обычно наносят на золотые и серебряные изделия не только чтобы скрыть изъяны работы ювелира, но и придать блеск украшению. Ничего плохого в этом нет, но необходимо помнить, что у некоторых людей на него бывает аллергия.

А как можно проверить изделие на наличие родия?

Амир: Такие изделия сразу заметны. У них неестественно яркий блеск. Они не тускнеют. Также нужно помнить, что за слоем родия может скрываться подделка. Так вам могут подсунуть, например, медное или бронзовое кольцо, вместо золотого, и узнаете вы об этом только через год, когда слой родия постепенно сотрется.

Вы работаете в ювелирном бизнесе уже много лет, кто ваши покупатели?

Амир: На нашем рынке в основном бывают туристы из России и стран СНГ. Я даже русский язык немного выучил специально для них.

В настоящее время, когда на рынке все чаще встречаются ювелирные изделия с синтетическими камнями, остро встает вопрос их идентификации и отличия от природных камней. Мы не призываем Вас вообще не покупать синтетики, наоборот, Вы можете смело ее приобретать и наслаждаться ноской.

Главное - не переплатить, заплатить реальную цену и не стать жертвой мошенников. При этом нет никакой гарантии, что Вас не обманут как на рынке, так и в фешенебельном ювелирном салоне. Обман может быть как осознанным (с подделкой документов, липовыми сертификатами или убедительными устными заверениями), так и по незнанию (продавец сам был введен в заблуждение).

Мошенничеством является продажа синтетики по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Даже если Вам продали якобы хризоберилловые бусы за 15 долл., это еще не уголовное преступление и даже вообще не нарушение (радуйтесь удачной покупке!!). Но если с Вас за подделку и обман запросили 70 долл. и выше, это уже мошенничество и административное правонарушение, а при незаконной наценке и обмане свыше 110 долл. уже уголовно наказуемое преступление (в Украине). Подделка любого сертификата соответствия есть преступление вне зависимости от суммы сделки. Вам должны помочь в ближайшем отделении милиции и обществе защиты прав потребителей по месту продажи слишком дорогой и фальсифицированной подделки.

Большинство имитаций сегодня выполняется из стелка различного качества с различными добавками (камни Савровски, стекланные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Ряд других синтетических камней более ценные, они имеет свою химическую формулу (фианит, корунд, сапифр, улексит, цитрин, аметист, аметрин, венская бирюза и неолит).

Почему важно отличать природные камни от синтетических? Одним из атрибутов драгоценного камня является его редкость. Чистые бездефектные камни в природе редки, поэтому их стоимость иногда достигает очень высокого уровня, особенно на большие экземпляры. Синтетические же ювелирные камни практически всегда обладают более высокими качественными характеристиками по сравнению с природными камнями, но стоят значительно меньше, чем лучшие природные камни. Бездефектный хорошего цвета природный рубин весом 5-10 карат может стоить несколько тысяч долларов за карат. Синтетический рубин (корунд) такого же размера стоит всего несколько долларов за целый камень, а корундовое сырье продается на килограммы.

В мире имеются значительные запасы некондиционных или малоценных сортов топаза, агата, нефрита, бирюзы, горного хрусталя, халцедона и др. Это обусловило необходимость разработки технологических процессов облагораживания самоцветов.

Какие из признаков природных, облагороженных и синтетических камней позволяют отличить их друг от друга? В природе на образование драгоценного камня уходит несколько десятков, а то и сотен тысяч лет. В лаборатории рост может длиться от нескольких часов до (максимум) нескольких месяцев. Также в лаборатории невозможно воссоздать процесс, полностью повторяющий природный, поэтому логичным кажется предположить, что в любом кристалле искусственного происхождения можно обнаружить признаки, обусловленные условиями его роста, которые будут отличать его от природного камня.

На какие признаки обращают внимание геммологи при диагностике происхождения камня? Прежде всего, это внутренние особенности камня, такие как включения, зональность (распределение окраски), микроструктуры роста, для наблюдения которых применяется лупа или микроскоп. Ранее для диагностики синтетических ювелирных камней экспертам достаточно было лишь стандартного геммологического оборудования, включающего в себя лупу, полярископ, дихроскоп и ультрафиолетовую лампу. В настоящее время, когда технологии синтеза постоянно совершенствуются, работать экспертам становится все сложнее и сложнее; зачастую стандартного оборудования недостаточно для однозначной диагностики, поэтому приходится прибегать к помощи более сложных лабораторных методов. Основным требованием, предъявляемым к методам идентификации камней, является их неразрушающее воздействие на исследуемый образец.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ АЛМАЗЫ. В последнее десятилетие достигнуты большие успехи в области синтеза ювелирных алмазов. Современные технологии позволяют получать кристаллы алмаза ювелирного качества весом до 10-15 карат. Так, например, включения минералов свидетельствуют о природном происхождении, в то время как включения металлов (железа, никеля, марганца) - о синтетическом. Для синтетических алмазов также характерно неравномерное зонально-секториальное распределение флюоресценции в ультрафиолетовом свете (нередко можно наблюдать крестообразные фигуры УФ-флюоресценции), напротив, для природных алмазов характерно равномерное или незакономерное распределение УФ-свечения. О синтетических алмазах ювелирного качества читайте подробній материал.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ РУБИНЫ И САПФИРЫ (КОРУНДЫ). Сегодня на рынке драгоценных камней представлено множество синтетических рубинов и сапфиров, выращенных различными методами синтеза, для каждого из которых известны свои отличительные особенности. Практически все красные камни в ювелирных изделиях являются синтетическими корундами. Большинство натуральных рубинов имеют внутренние дефекты. Так, большинство синтетических рубинов и сапфиров, встречающихся на рынке, получено методом Вернейля, отличительными чертами этих камней являются криволинейная зональность (которая не наблюдается в природных камнях), иногда в них встречаются включения газовых пузырьков. Но визуально синтетические корунды выглядят безупречно. Более того, именно синтетические корунды являются достаточно дешевыми и практически вечными красными и темно-розовыми вставками в ювелирные изделия. Это очень красивый синтетический самоцвет. К сожалению, сегодня красные корунды стали очень редкими в ювелирных магазинах, а синтетические сапфиры найти вообще практически невозможно.
Рубины и сапфиры, выращенные флюсовым и гидротермальным методами синтеза, являются наиболее сложными объектами для диагностики. Для флюсовых рубинов и сапфиров характерны включения флюса и материалов ростовой камеры (тигля) - платины, золота и меди, а отличительной особенностью гидротермальных корундов являются нeправильные микроструктуры роста.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ ИЗУМРУД. В последнее десятилетие, помимо большого количества гидротермальных рубинов и сапфиров, большинство синтетических изумрудов также получены этим методом. Для таких изумрудов характерны трубчатые включения, коричневатые включения оксидов железа. В обычных ювелирных магазинах отличить натуральные изумруды от синтетических можно исходя из того, что большинство натуральных изумрудов в наших ювелирных изделиях несовершенны, имеют трещины и видимые глазом внутренние дефекты, неравномерную окраску, местами непрозрачны. Слишком бледно окрашенный камень может выявиться не изумрудом, а обычным бериллом. Совершенные темно-зеленые и идеально прозрачные изумруды лучше передать на анализ независимым специалистам, так как слишком высока вероятность приобрести очень качественную синтетику, выдаваемую за натуральные камни (особенно в импортных золотых изделиях). Синтетические изумруды имеют весьма характерный насыщенный голубовато-зеленый цвет, который отчасти выдает их происхождение, хотя почти такой же оттенок имеют некоторые колумбийские изумруды. Синтетические изумруды гидротермального происхождения обычно содержат мелкие жидкие или газообразные включения. Природные изумруды часто имеют включения пластинок и микропластинок слюды и кристаллы пирита (даже засоренный слюдой природный изумруд намного дороже своего идеального синтетического аналога). При выборе, что купить: зеленый синтетический циркон или синтетический изумруд предпочтение нужно по возможности отдавать изумруду, так как он намного красивее и долговечнее.
Существует еще одна разновидность изумруда, который находится в промежуточной стадии между синтетическим и облагороженным. Они представляют собой неювелирные бериллы, не представляющие в исходном сырье ювелирной ценности, но покрытые слоем нарощенного синтетического изумруда толщиной от 0,3 мм и более. Цвет таких камней бледно-зеленый. При использовании популярного сегодня гидротермального метода слой изумруда толщиной 0,8 мм нарастает за сутки. Структура камней несовершенная, трещины и структура камня как бы подчеркнуты. Камни непрозрачные или просвечивают, характеризуются трещиноподобными линиями в поверхностном слое, которые выглядят при погружении в жидкость как тонкий интенсивно-зеленый ободок. В ювелирных магазинах появляются изделия из серебра, усеянные такими облагороженными бериллами. В магазинах самое дорогое гигантское куполообразное серебряное кольцо, усыпанное этими бериллами, стоит около 200 долл, небольшие кольца стоят до 50 долл.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ КВАРЦ. Синтетический горный хрусталь прозрачен. Наиболее важной разновидностью синтетического кварца, встречающейся на рынке, является аметист, полученный гидротермальным методом. Этот ювелирный материал широко используется в торговле главным образом из-за сильной схожести со своим природным аналогом и трудности их отличия. Синтетический аметист обычно очень прозрачный, чистый, яркий, без внутренних дефектов и неоднородностей, может достигать больших размеров при сохранении чистоты. Некоторые его разновидности могут слегка изменять цвет при солнечном и искусственном освещении (на фото с монетой). Другой важной разновидностью синтетического кварца является амитрин (присутствуют зоны фиолетовой и желтой окраски), производство которого гидротермальным методом ведется.
Розовый кварц после ионизирующего облучения становится дымчатым (вплоть до мориона). При отжиге 450-500 o С аметисты теряют окраску, которая восстанавливается при ионизирующем облучении. При температуре 700 o С изменения необратимы.
Синтетический цитрин может быть получен при многочасовом обжиге (запекании) при температуре около 500 o C аметиста (сиреневого и фиолетового кварца, получается оранжево-желтый и желто-коричневый цитрин) или раухтопаза (дымчатого кварца, получается нежно-желтый цитрин). Природный цитрин часто мутный (непрозрачный) с зонами белого непрозрачного кварца. Большие прозрачные кристаллы цитрина или слишком темные высокого качества кристаллы обычно говорят об искусственном происхождении камня.

СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ. Камни, продававшиеся в ювелирных изделиях до 1973 года под видом александрита, являлись разновидностями синтетической шпинели и синтетического корунда с добавками ванадия. Многие синтетические александриты в действительности являются или синтетическими корундами, окрашенными ванадием и обладающими лиловатой окраской, сменяющейся более красной при искусственном освещении, или синтетическими шпинелями, имеющими более густую зеленую окраску. В 1973 году в продаже появились изделия с синтетическими александритами, для которых также характерно эффектное изменение цвета, но от пурпурно-синего до розового, а не от зеленого до красного. На фото левее представлен синтетический корунд, имитирующий александрит, на фото правее - синтетическая шпинель, меняющая цвет (редкий и дорогой камень). Технологии выращивания александритов (близких к природным) сложны и дорогостоящи, поэтому цена на синтетические александриты такова, что позволяет использовать их в качестве центральных камней в дорогостоящих изделиях.

ФИАНИТЫ И ЦИРКОНЫ СИНТЕТИЧЕСКИЕ. Даже синтетические, алмазы стоят все равно дорого. Красота бриллианта определяется его специфическими свойствами: высоким коэффициентом преломления, высокой дисперсией (белый цвет раскладывается на семь цветов радуги, которые дают бриллиантовую игру), твердость предохраняет от царапин и повреждений. Материал-имитатор должен обладать всеми этими свойствами, но самое главное - быть дешевым. Эту задачу решали разные люди разными путями, и на сегодняшний день самым популярным имитатором алмаза является фианит. Название происходит от аббревиатуры ФИАН (Физический Институт Академии Наук), где начале семидесятых годов XX века был создан этот минерал. Из-за рубежа ввозят "циркон" или "цирконий", которые на самом-то деле фианиты, выращенные по советской лицензии или просто советской технологии, но замаскированный под этими коммерческими названиями. Это не алмаз вообще, не природный минерал и не химический элемент (металл) цирконий. Окрашенный в какой-либо цвет фианит своей бриллиантовой игрой создает совершенно отличный от любого природного камня неповторимый образ (коэффициент преломления у циркона намного выше, чем у любого драгоценного цветного самоцвета, кроме цветных алмазов). В таблице Менделеева есть элемент, металл цирконий (Zr), в природе встречается минерал циркон - силикат циркония (фактически соль), имеющий самостоятельное ювелирное применение, в лаборатории выращивают фианит (кубический циркон) - оксид циркония с добавками редкоземельных элементов и кристаллизующийся в алмазоподобной кубической сингонии, в отличие от природного циркона, который кристаллизуется в тетрагональной сингонии. То есть цирконий, циркон и фианит - разные материалы.

Для ювелирного дизайнера фианиты (цирконы) - это палитра, материал, с которым можно смело экспериментировать (особенно с мелкими камнями). Но нельзя сказать, что цирконы стоят мало, - они вполне сравнимы по ценам с природными самоцветами низких ценовых групп или некоторых камней, купленных напрямую у производителя. Более того, крупные и удачно ограненные под бриллиант фианиты стоят довольно дорого и редки в ювелирных изделиях (создателю этой электронной энциклопедии удалось купить такое кольцо аж за 5 лет поисков). Обычно небольшие и мелкие дешевые цирконы используют в "обсыпке", и таких изделий очень много на наших прилавках. Существуют особенности ювелирного применения циркона. Он требует бережения при закрепке (грубо говоря, его нельзя как корунд заколачивать молотком). Он может лопнуть при закрепке. Он легко крошится, выход готовых камней при машинной огранке часто не превышает 15-20%. При огранке различия показателей преломления алмаза и фианита маскируются путем изменения соотношений углов между гранями (циркон с неполной бриллиантовой огранкой наоборот низким и приземистым). Циркон очень чуток к поверхностному загрязнению и сразу перестает блестеть, его нужно постоянно протирать и чистить. Циркон почти в два раза тяжелее бриллианта и тяжелее других драгоценных камней. Кроме того, ребра ограненного фианита слегка закруглены, что также качественно отличает его от огранки бриллианта.
Визуально новые ограненные мелкие цирконы (фианиты) и мелкие бриллианты с неполной бриллиантовой огранкой, уже вставленные в украшения, крайне трудно отличить друг от друга, но инструментальные методы позволяют безошибочно их диагностировать. Не специалистам проще всего прочитать во внушающем доверие ювелирном магазине бирку (ни один нормальный магазин или фабрика на новых изделиях обманывать не будут под страхом уголовной ответственности и примитивности диагностики обмана), а сомнительный б/у камень не в новом изделии лучше всего показать мастеру в ближайшей ювелирной мастерской. Можно поцарапать камнем стекло, но нужно знать, что стекло царапают и алмазы, и корунды, и бесцветные топазы, и бериллы, и кристаллы горного хрусталя и т.п.
В ювелирных магазинах природный циркон встретить практически нереально. Окраска синтетических цирконов за счет примесей самая разнообразная: бесцветная, коричневая разных оттенков, красная, зеленая, желтая, черная, голубая и т.п. Им имитируют алмаз и почти все другие равномерно окрашенные не хамелеонообразные прозрачные камни. Бесцветные цирконы, хотя они и характеризуются алмазным блеском и сильной игрой, легко отличить от алмаза по их низкой твердости и низкому светопреломлению (что позволяет значительной части света, падающего на площадку камня с бриллиантовой огранкой, ускользать из нижней части). Хороший блеск дают только синтетические цирконы большого размера с более низким чем у бриллианта павильоном (нижней частью камня). Хороший циркон должен быть открытым в изделии для света со всех сторон. Мелкие цирконы могут быстро потерять в изделиях свой изначальный вид и блеск, если за ними постоянно не ухаживать. Красные синтетические цирконы, имитирующие рубин и шпинель, лучше не приобретать, а поискать синтетические корунды (рубины), они имеют более товарный вид, тверже цирконов (почти вечные) и проще в уходе.

Подделка стеклом

Страз - старинное название стекол, используемых как имитации драгоценных камней. Стекла - прозрачные материалы различного состава, изготовленные путем нагревания и быстрого охлаждения и имеющие аморфную структуру, оптически изотропные либо с аномальным двупреломлением, показатель преломления обычно в пределах 1.40-1.90. Используются как имитации драгоценных камней.

Стекло, например, также прозрачно и широко используется для изготовления недорогих украшений. Стекла отличаются от настоящих кристаллов тем, что в них отсутствует правильное расположение атомов и наш "атомный микроскоп" обнаружил бы довольно хаотическую структуру, без выдержанной упорядоченности, свойственной кристаллическим материалам. Отсутствие упорядоченного строения неизбежно приводит к тому, что стекла лишены внутреннего отражения, присущего кристаллическим драгоценным камням, и потому их нельзя сравнивать с настоящими природными или синтетическими кристаллами.

Стекло относится к аморфным веществам. В 1758 г. австралийский химик Иозеф Штрасс разработал способ изготовления стеклянного сплава, чистого и бесцветного с относительно высоким показателем преломления. Сплав, состоящий из кремния, оксидов железа и алюминия, а также извести и соды, прекрасно гранился и шлифовался и после огранки отдаленно напоминал бриллианты. Состав его следующий: 38,2% кремнезема, 53% оксида свинца и 8,8% поташа (соды). Кроме этого, в смесь добавляли буру, глицерин и мышьяковистую кислоту.

Для страза характерна высокая дисперсия, он хорошо поддается огранке. Для получения рубинового цвета в стеклянную массу добавляли 0,1% кассиевого порфира, сапфирового - 2,5% оксида кобальта, изумрудного - 0,8% оксида меди и 0,02% оксида хрома. Такой искусственный камень называется стразом.

Все, что выполняется сегодня из стекла, называется имитацией или подделкой. Имитация - это продажа изделия, при котором продавец Вас честно предупреждает, что Вы покупаете не натуральный камень. Подделка - это обман, осознанный или просто по незнанию, в результате которого продавцы Вас вводят в заблуждение.

Большинство имитаций и подделок сегодня выполняется из стекла различного качества с различными окрашивающими добавками (камни Савровски, стеклянные стразы, черный и золотистый авантюрин, цветной кошачий глаз, молочный лунный камень, зеленый хризоберилл, опаловое стекло и др). Стеклом стали подделывать даже раухтопазы (дымчатые кварцы), морионы (черные кварцы) и агаты, запасы которых в природе достаточны.

Мошенничеством является продажа имитации по заведомо сильно завышенной цене с выдачей ее за натуральный материал. Уголовное преступление в Украине начинается с незаконной цены в 20 налогонеоблагаемых минимумов - 340 грн. за подделку. Все остальное от 17 грн. - административное правонарушение. До 17 грн. подделки реально не наказуемы.

источник http://www.webois.org.ua/jewellery/stones/sintetica.htm