Участники игры сидят на стульях, образующих круг. Ведущий говорит: «Сейчас мы с вами будем знакомиться. Я говорю вам свое имя и придумываю к нему прилагательное, следующий, кто сидит за мной, повторяет мое имя и прилагательное и говорит свое имя и прилагательное к нему. Так повторяется по всему кругу. Последний участник называет имена и прилагательные всех участников по порядку начиная с ведущего».

Пример. Ведущий: «Таня - добрая». Второй участник: «Таня - добрая, Оля - смелая». Третий участник: «Таня - добрая Оля - смелая, Саша - интересный» и т.д. НАЗАД

Поменяйтесь местами те, у кого.

Играющие сидят в кругу так, чтобы не было свободных мест. В центре стоит ведущий и предлагает поменяться местами тем участникам и, у которых, например, на ботинках есть шнурки. Игроки, у которых на ботинках есть шнурки, должны вскочить со своего места и занять место другого вставше­го участника. Ведущий также должен попытаться занять место. Участник, которому не хватило места, становится ведущим и придумывает следующий предлог для того, чтобы поменяться местами. НАЗАД

Динозавр

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что у каждого человека есть зверь-покровитель: змея, кошка, слон, медведь и др. И даже самое древнее животное - динозавр.

Затем ведущий обходит круг и каждому играющему на ухо со­общает его зверя. После чего объясняет правила игры: когда он выкрикивает какое-либо животное, участник игры, чье животное названо, должен поджать ноги и повиснуть на соседях. Дальше ведущий подходит к каждому и говорит: «Динозавр». Это надо делать очень аккуратно, чтобы другие не слышали, что говорится соседу.

Затем ведущий говорит: «Слушайте внимательно! Сейчас я буду называть животных. Возможно, что некоторых я вообще не называл вам, так что точно помните своего зверя. Итак, Кошка! Лошадь! Динозавр!» Все поджимают ноги и дружно падают! НАЗАД

Большая семейная фотография

Ребятам в группах предлагается представить, что все они - большая семья, и всем вместе нужно сфотографироваться для се­мейного альбома. Для игры необходимо выбрать «фотографа», ко­торый должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участво­вать в расстановке семьи. Более никаких установок детям не да­ется, они сами должны решить, кому кем быть и где стоять. А вы понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотогра­фа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к ли­дерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «членов семьи», «фо­тографы» считают до трех. На счет «три» все дружно и очень гром­ко кричат слово «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Эта же игра, проведенная уже в середине смены, позволит вам открыть новых лидеров и раскрыть систему симпатий-антипатий в группах. НАЗАД

Невидимые слова

Каждый берет бумагу и карандаш. Ведущий в воздухе пишет простые слова. А присутствующие участники игры, если сумели прочесть слово, записывают его на своем листе так, чтобы дру­гие не видели. Потом ведущий проверяет записи и находит са­мых сообразительных. НАЗАД

ИГРА ХУДОЖНИКОВ

Каждому участнику игры выдается листочек бумаги, кото­рый расчерчен на 20 больших клеток, а ведущий игры заранее составляет список из 20 слов, которые выкрикивает одно за другим, после каждого слова считая до трех. Пока он считает, все участники должны успеть зарисовать это слово, каким угод­но рисунком в одной из клеток. Пусть рисунок будет непоня­тен для других, лишь бы играющий мог потом по порядку по­вторить все названные предметы и понятия. Кто больше всех запомнил, тот выиграл. НАЗАД

ФРАЗА ПО КРУГУ

Выбирается какая-нибудь простая фраза, например: «В саду падали яблоки». Затем, начиная с первого игрока, участники произносят фразу с новой интонацией (вопросительной, восклицательной, удовлетворительной и т.д.). Если участник не может придумать ничего нового, то он выбывает из игры, и так продолжается, пока не останутся несколько победителей. НАЗАД

ГРУППОВОЙ РАССКАЗ

Присутствующие делятся на две команды, садятся по разные стороны стола друг напротив друга: каждая команда сочи­няет групповой рассказ. Представитель первой команды произносит первую фразу, например: «Дождь хлестал...». Второй игрок, сидящий рядом, продолжает: «Дождь хлестал, охотники промокли до нитки в своем шалаше...». Следующий игрок произносит предыдущее и добавляет фразу. Так получается ин­тригующий рассказ. Когда закончит одна команда, свой рассказ сочиняет другая. НАЗАД

КОЛЕНОЧКИ

Играющие сидят вплотную. Левая рука каждого лежит на правой коленке одного соседа, а правая - на левой коленке другого. Если круг не замнут, то крайние кладут одну руку себе на колено. В процессе игры нужно быстро хлопать ладонью, не нарушая последовательности в руках. Если кто-то хлопнул не в свою очередь или просто поднял руку, то он убирает «ошибавшуюся» руку. В итоге остаются один или несколько победителей. Для повыше­ния интереса нужно держать высокий темп в процессе игры. НАЗАД

КОНКУРСЫ РАЗНЫЕ

УГАДАЙ, КТО ЗАВОДИЛА

Подростки встают в круг, один участник выходит за дверь. Оставшиеся играющие выбирают водящего, который будет показывать движения, а все остальные будут за ним повторять. Цель игры, чтобы выходивший за дверь угадал человека, показывающего движения. Игру лучше проводить под музыку. НАЗАД

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПОРТРЕТ

Подростки разделяются на небольшие группы (по 7 - 8 человек), это могут быть и уже готовые микро коллективы - палаты, бригады и прочее. Им раздаются листы бумаги и рисовальные принадлежности: фломастеры, карандаши. Далее предлагается нарисовать групповой портрет. Главное условие: рисовать должны одновременно все члены группы. На выполнение задания дается 2 минуты. Оценивается: композиция (расположение на месте) и эстетичность. НАЗАД

С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Нескольким участникам команд завязывают глаза и предлагают нарисовать портреты членов штаба, дружеские шаржи. Этот конкурс пользуется особой популярностью (кстати, при анализе рисунков можно выявить рейтинг популярности руководителей). Критерии оценки те же. НАЗАД

ДВУМЯ РУКАМИ

Участникам предлагается нарисовать портреты членов отряда и штаба уже с открытыми глазами, но двумя руками одновременно. Учитывается скорость выполнения задания. НАЗАД

КТО ЭТО?

Возьмите каждый по листку бумаги и нарисуйте сверху голову - человека, животного, птицы. Загните лист так, чтобы нарисованного не было видно - только кончик шеи. И передайте рисунок соседу. У каждого участника игры оказался новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова «прячут» рисунок и передают соседу, чтоб на новом полученном листке дорисовать конечности. А теперь разверните все рисунки и посмотрите, какие на них изображены существа. НАЗАД

КТО САМЫЙ ЛОВКИЙ?

Расставьте фигурки на полу. Все ходят по кругу под музыку за ведущим и по свистку или как прекратилась музыка должны схватить фигурку. Кому не досталось, тот выходит из игры. Количество фигурок уменьшается каждый раз на одну. НАЗАД

ПОЖАРНЫЕ

Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной два метра. Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава, надеть, застегнуть все пуговицы. Потом обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за веревочку. НАЗАД

ДОСТАНЬ ЯБЛОКО

Для игры необходим большой таз с водой. В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды. НАЗАД

ОТКУСИ ЯБЛОКО

Яблоко привязывают за черенок и подвешивают. Участники подходят к яблоку по одному и пробуют откусить его, держа руки за спиной. А сделать это трудно. НАЗАД

СОРЕВНОВАНИЕ ТЕЛЕФОНИСТОВ

Две группы играющих (10-12) человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Руководитель подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает ее (по секрету) первому в каждой команде. По сигналу руководителя первые в ряду начинают передавать ее на ухо второму, второй-третьему и так до последнего. Последний, получив «телефонограмму», должен встать и громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее и лучше ее произнесет.

Скороговорки:

Расскажи мне про покупку, - Про какую, про покупку? Про покупку, про покупку, про покупочку свою;

Сорок сорок съели сырок с красивою красною коркой, сорок сорок в короткий срок слетелись и сели под горкой;

Променяла Прасковья караси на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все;

Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортавывать - зарапортовался;

Наш чсботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить. НАЗАД

Цель: активизация участников группы.

Продолжительность: 5-10 минут

Ход проведения: участники сидят в общем кругу. Ведущий просит встать и найти себе новое место в кругу всех тех, кто обладает определенными характеристиками, например:

· имеет светлые волосы;

· имеет пуговицы на ботинках;

· считает себя добрым;

· в черных туфлях.

· любит играть в теннис.

· любит собак и т.п.

Пока участники меняются местами, ведущий занимает один из освободившихся стульев.

Участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Игра продолжается 5-10 минут (до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние).

Инструкция: Сейчас мы с вами выполним задание, которое требует от нас не только внимательности, но и быстроты реакции. Для этого мы уберем один стул. Я назову определенную характеристику, те, кому она подходит, должны встать со своих мест и поменяться местами. Тот, кто не успеет занять место, становится ведущим.

Вопросы:

· Как вы себя чувствуете?

· Что нового вы узнали о себе (или других) выполняя это задание?

Задание «Правила безопасного поведения в лесу во время разведения костра, обнаружении очага пожара»

Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Обращение с огнем»).

Необходимый материал: карточки (3 комплекта) с правилами безопасного поведения (Приложение 2).

Продолжительность: 20 минут

Ход выполнения: ведущий предлагает разделиться на три группы. Каждой группе раздается комплект карточек-правил. Школьникам предлагается познакомиться с содержанием карточек и разделить их на группы (классифицировать) по принципу: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». После проведенной работы проводится ее анализ и обсуждение.

Инструкция : Сейчас вам нужно разделиться на три подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек, на которых прописаны правила безопасного поведения в лесу в случае пожара. Ваша задача познакомиться с этими правилами и разделить их следующим образом: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». Чтобы вам было удобнее работать, в каждой группе будут свои листочки-ориентиры с общим названием этих правил. Время работы 5 минут.

Вопросы:

· Как вы считаете, что такое лесной пожар?

· Какие могут быть причины его возникновения?

· Каковы последствия пожара в лесу?

· Как нужно себя вести, что бы предотвратить возгорание?

· Что можно сделать, если случилось небольшое возгорание?

· Что делать при обнаружении возгорания большой площади?

· Удалось ли вам разделить карточки-правила на предложенные группы?

Упражнение «Волна потягиваний»

Цель: снятие напряжения в группе, сконцентрировать общее внимание.

Продолжительность: 5 минут

Ход выполнения: все сидят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает медленно потягиваться, затем потягивается следующий участник и т. д., - таким образом, по кругу проходит волна потягиваний.

Инструкция : Сейчас я первым начну медленно потягиваться, ваша задача быть внимательным и, как только я закончу свое потягивание, стоящий слева от меня начнет делать то же самое – и так все по очереди.

Вопросы:

· Что у нас с вами получилось?

· Как вы себя чувствуете?

Задание «Правила поведения в лесу, в случае если человек заблудился…»

Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Если заблудился…»).

Необходимые материалы: кубарики (стикеры), ручки, информационные листы с правилами безопасного поведения (Приложение 3).

Продолжительность: 10 минут

Ход выполнения: ведущий раздает каждому участнику группы части кубарика (или стикеры) и ручки. Предлагается самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, в случае если человек заблудился и записать их - каждое правило на отдельно взятом листочке. После этого всем вместе предлагается разложить получившиеся правила так, чтобы их было всем видно. Если правила повторяются, то их складывают в общую стопу. Данная форма работы позволяет наглядно увидеть, какие правила знают большинство школьников, а какие нет. После обсуждения полученных результатов ребятам раздаются информационные листы, на которых прописаны правила «Что делать, если заблудился…».

Инструкция: Лето - особенная пора, когда поход в лес является одним из лучших способов спасения от городской жары и суеты. Здесь можно просто отдохнуть с семьей или друзьями, собрать грибы или ягоды, чем многие из нас и занимаются. Однако, к сожалению, и в таких безобидных и на первый взгляд простых занятиях таится угроза. Есть люди, не способные хорошо ориентироваться в лесных массивах, и возможность заблудиться среди них особенно высока.

Сейчас каждый из вас возьмет по несколько листочков-стикеров и ручки. Ваша задача самостоятельно подумать и написать (каждому индивидуально!) правила поведения человека, который заблудился в лесу. На каждом листочке записывайте только одно правило! На выполнение этой части задания вам дается пять минут…

Теперь каждый из вас озвучит те правила, которые он написал, и наклеит на доску так, чтобы их всем было видно. Если правила повторяются, то мы будем их клеить вместе (в одну стопку)…

Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось и насколько мы информированы о том, как нужно себя вести в случае, если мы заблудились в лесу.

Вопросы:

· Как можно предотвратить подобную ситуацию?

· Знаете ли вы как ориентироваться в лесу?

· Что можно взять за ориентир в лесу?

Упражнение «Вопросы и ответы»

Цель: закрепление полученных в ходе занятия знаний.

Необходимые материалы: планшеты, клейкие листочки Post-it (стикеры), ручки.

Продолжительность: 15-20 минут

Ход работы: все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшет и набор листочков Post-it. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме занятия (не менее 5), каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшет. После этого мини-группы меняются планшетами и отвечают на полученные вопросы. Группам дается 5 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили, и какие ответы на них придумали.

Инструкция: Сейчас мы снова разделимся с вами на небольшие группы. Для выполнения этого задания я даю вам планшет, набор листочков Post-it (стикеров) и ручки. Каждой группе нужно составить не менее 5 вопросов по теме нашего занятия, записать их на отдельных листочках и наклеить на планшет. Уточняю – каждый вопрос на отдельном листочке! Время работы – 5 минут. Время пошло…

Теперь группы поменяются своими планшетами и ответят на те вопросы, которые они получили. На это вам дается также 5 минут…

Вам нужно между собой договориться, выбрать одного представителя из каждой группы, который расскажет всем, какие вопросы вы получили, и какие ответы на них придумали.

Вопросы для обсуждения:

· Что получилось во время выполнения данного задания, и с какими трудностями вы столкнулись?

· Какие правила вам легче было воспроизвести, и о каких правилах вы забыли?

Упражнение «Дерево впечатлений»

Цель: получение обратной связи, подведение итогов.

Продолжительность : 5-10 минут

Спасибо всем за ваше внимание и продуктивную работу.

УПРАЖНЕНИЕ «Поменяйтесь местами те, кто...»

Участники рассаживаются по кругу, ведущий стоит в центре круга.


Инструкция: «давайте поближе познакомимся и лучше узнаем друг друга Тот, кто стоит в центре круга (для начала это буду я), предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. При этом он должен постараться успеть занять свободное место, а тот, кто останется в центре круга б места, продолжит игру. Итак, поменяйтесь местами все те, кто любит общаться»,
Упражнение проходит весело, позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание, мышление.

УПРАЖНЕНИЕ «Прыжок»

Участники стоят в одну шеренгу, повернувшись лицом в одну сторону.


Инструкция: «Я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись на 90 градусов. Выполнять задание будем молча. Задача - всем повернуться лицом в одну сторону и сделать это как можно быстрее».
Упражнение сплачивает группу, повышает настроение, снимает напряженность, скованность. Кроме того, оно дает каждому опыт участия в совместной деятельности, в ходе которой члены группы должны «договориться», прийти к общему решению.
Вопросы к группе:
Что помогало (мешало) выполнять задачу?
Что могло бы помочь выполнить задачу быстрее?
В ходе обсуждения выявляется необходимость ориентироваться друг на друга, согласовывать свои действия с действиями другого, вникать в логику, позицию других людей; не стоит оказывать давления в ситуациях, которые предполагают сотрудничество как наиболее эффективный способ поведения.

УПРАЖНЕНИЕ «Ваньки-встаньки»

Участники сидят по кругу.


Инструкция: «Я буду называть числа. После того, как число названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше, не меньше). Выполнять задание надо Молча».
Вопросы для обсуждения:
Что помогало (мешало) справляться каждому из вас с поставленной задачей? Какая у вас была тактика, на что вы ориентировались?
Обсуждение помогает участникам понять, что для выполнения общей задачи необходимо ориентироваться в намерениях, состояниях других людей, уметь согласовывать свои действия с действиями других.

УПРАЖНЕНИЕ « Зоопарк»
Участники садятся по кругу.
Инструкция: «Пусть каждый из вас назовет какое-нибудь животное. При этом будем внимательно слушать друг друга и постараемся запомнить, какое животное назовет каждый».
Для упрощения можно попросить называть животных по кругу. Каждый, прежде чем назвать свое животное, повторяет предыдущих названных животных.
«Теперь запомним ритм упражнения - два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям. На протяжении всего упражнения мы будем держать этот ритм. Называем свое животное, а затем в ритме - животное того, кому передаем ход и т. д. Нельзя выбиваться из ритма и нельзя обращаться к тому, кто только что передал вам ход. Будем внимательны, кто ошибся, должен вместо названия своего животного два к нему, произнося этот звук».
Упражнение способствует эмоциональной разрядке, создает хороший фон для работы.

УПРАЖНЕНИЕ «Хулиган»
Участники стоят по кругу.
Инструкция: «Пусть кто-то выйдет за дверь. Мы выберем одного человека,
который будет инициатором движения. Он будет выполнять движения, меняя их
незаметно для водящего, а мы будем их повторять. Водящий должен понять, кто же
является инициатором движения».
В ходе обсуждения упражнения тренер спрашивает о впечатлениях и способах введения в заблуждение водящего.

УПРАЖНЕНИЕ « Молчал ивое приветствие»
Участники свободно передвигаются по классу, прикасаются друг к друг смотрят в глаза, при этом не произносят никаких слов.
Упражнение направлено на групповую сплоченность.
Модификации:
передвигаться с закрытыми глазами и пытаться определить, с кем во ник кинестетический контакт;
каждый придумывает невербальный способ приветствия и демонстрирует его первому партнеру, затем копирует встречный способ приветствия и передает его другому и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ «Путаница»
Участники становятся в круг.
Инструкция: «Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к его середине. По моей команде все возьмемся за руки так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась чья-то рука».
После того как все руки соединены попарно, ведущий предлагает «распутаться не разнимая рук, при этом он занимает пассивную позицию. Если у участников возникает идея, что распутаться невозможно, то ведущий поясняет, что задача решаемая. Упражнение может завершиться одним из трех вариантов:
участники группы окажутся в одном кругу (при этом неважно, если кто-то окажется спиной в круг);
участники образуют два или больше независимых кругов;
участники образуют круги, соединенные между собой, как звенья цепочки.
Вопросы к группе:
Что помогало справиться с задачей?
Что можно было сделать иначе, чтобы справиться с задачей?

Упражнение сплачивает группу, помогает понять, что успешное выполнение поставленной задачи зависит от доброжелательности, бережного отношения друг к другу, постоянной ориентации в ситуации, учета мнения каждого, необходимости оригинальных идей и т. д.

УПРАЖНЕНИЕ «Апельсин»
Участники сидят по кругу и кидают друг другу апельсин. Их задача - поймать апельсин и перекинуть другому.
Тот, кто не поймал апельсин, должен назвать оригинальный и неожиданный пример его использования.
Упражнение проходит весело, настраивает участников на работу, повышает внимательность, быстроту реакции, способствует развитию креативности.

УПРАЖНЕНИЕ «Рожицы»
Участники стоят в две шеренги лицом друг к другу.
Инструкция: «По моему сигналу первая шеренга строит рожицы второй, затем ваши роли меняются. Задача - рассмешить партнера напротив».
Вопросы к участникам:
Что вам понравилось?
Что вас удивило в вашем партнере?
Упражнение поднимает настроение.

УПРАЖНЕНИЕ «Спасибо»
Участники образуют два круга: внешний и внутренний.
Инструкция: «По сигналу я буду просить участников из внешнего круга вступать в общение с партнером из внутреннего круга. При этом я буду называть, что примерно вы должны будете делать. Участники из внутреннего круга должны будут в ответ каждый раз благодарить своего партнера по общению и говорить ему «спасибо». После короткого диалога по сигналу участники из внешнего круга де- лают один шаг влево и переходят к новому партнеру и т. д.
Итак, приготовьтесь...

Сделайте комплимент вашему соседу напротив;


похвалите;
обвините в каком-нибудь проступке;
поздравьте с днем рождения и выскажите добрые пожелания;
нагрубите ему;
признайтесь в своей любви или симпатии;
выскажите свой презрение;
выскажите свое восхищение;
покритикуйте его поведение;
выразите свое доверие этому человеку».

Упражнение направлено на расшатывание стереотипов восприятия негативной информации, развивает гибкость реагирования и повышает вариативность


приема и передачи различной информации, повышает самоконтроль.

Участники группы садятся на стулья в кружок. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках», или: «Меняются все девушки», или: «Меняются все, кто купался в море». В конце концов, можно объявить, что меняются все, кому «нравится HnHaN». Все участники группы, которые обладают (или считают, что обладают!) указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Если отличительное свойство выбрано удачно, то в обмен будет вовлечена большая часть подростков. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место. Если он не успел это сделать, то можно начать присваивать ему буквы из детской игры в «дурака», объявить ему фант или просто подсказать, как надо действовать, чтобы иметь больше шансов занять чье-то место.

Понятно, что если выходящий работал правильно и занял чье-то место, то один из участников остался без стула. Он и становится водящим, после чего цикл игры повторяется.

Руководитель тренинга обычно начинает эту игру, давая образец игрового поведения. В дальнейшем его задачей является только поддержание соответствующего темпа игры. Для этого он в определенные моменты игры может брать на себя озвучивание того свойства, обладатели которого меняются, т.е. водит один участник группы, а говорит, кто меняется, руководитель тренинга.

В самых оыстрых подростковых группах, хорошо разогретых и вошедших во вкус этой игры, бывает так, что не все участники еще успели поменяться местами в ответ на некоторое введенное свойство, как какой-нибудь отчаявшийся найти свободное место участник уже называет новое свойство.

Обычным правилом этой игры является запрет на повторение одного и того же отличительного свойства. Можно объявить, что тот, кто по невнимательности делает это, зарабатывает фант.

Игра оканчивается, когда теряет свою привлекательность для уставших подростков. Окончание игры можно как-то оформить, например предложить такое правило: если очередной водящий поменяется, игра заканчивается, если же он не успеет занять чье-то место, игра продлится еще три минуты, и пр.

«Кто успеет сеть на стул?» (количество стульев на один меньше количества участников игры).

Психологическая игра

для учащихся 3 классов «Я и мои друзья»

Цель: создание дружеской атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.

Ход занятия:

(дети сидят в кругу на стульях)

Приветствие: Здравствуйте ребята! Посмотрите, какой прекрасный сегодня день. Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Давайте подарим, друг другу хорошее настроение и улыбнемся соседу.

Упражнение «Подари улыбку»

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Педагог-психолог: Ребята ответьте, пожалуйста, какие вы испытывали чувства когда, улыбаясь своим одноклассникам? А какие у вас были ощущения, когда вам улыбались одноклассники?

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

Педагог-психолог: Вам было всем приятно, когда вы и вам улыбались. Вот и запомните пережитые вами сейчас ощущения. Ведь улыбка - самое лучшее противоядие, которое могла создать природа от всех неприятностей.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:

Поменяйтесь местами те, кто умеет жарить яичницу,

Поменяйтесь местами те, кто пришел в школу пешком,

Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое,

Поменяйтесь местами те, кто родился летом,

Поменяйтесь местами те, кто у кого много друзей,

Поменяйтесь местами те, кто любит проводить время с друзьями,

Поменяйтесь местами те, кто умеет танцевать;

Поменяйтесь местами те, кто у кого есть домашние питомцы;

Поменяйтесь местами те, кто умеет играть в компьютерные игры;

Поменяйтесь местами те, кто любит своих родителей.

Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Упражнение Дружба это...

Ребята, знаете ли вы, что такое дружба, друзья, дружеские отношения? Как можно стать хорошим другом? (ответы детей). Молодцы, все ваши ответы ценны. А теперь обратимся к словарю:

Дружба — это чувство, в первую очередь, доверия к человеку, полной уверенности в нем, совпадение множества интересов, разнообразных увлечений, привычек, общие переживания, совпадение мнений по самому неожиданному поводу, одним словом, длительные добросердечные, чистые отношения между людьми, которые во всем поддерживают друг друга.

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Друг - это человек, который поддерживает тебя, может понять, помочь в трудную ситуацию, который разделяет с тобой все радости и горести.

Педагог-психолог: Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий друг? Ответы детей.

Но нужно учитывать что, дружба между людьми возможна только при соблюдении ими определенных правил дружбы. Самым важным из этих правил является уважение прав друг друга, и не мало важным является терпимость к другому человеку. Давай те в месте попробуем вывести правила дружбы.

Правила дружбы:

Не ссориться

Уступать

Не бояться просить прощения, если обидел друга

Быть вежливым

Не злиться

Помогать другу

Быть честным

Быть внимательным

Педагог-психолог. Спасибо, какие вы молодцы. Существует еще много правил дружбы, но это самые основные. И если вы их будете соблюдать, то сможете стать настоящими друзьями любому человеку. Одно из перечисленных выше правил это быть внимательным к своему другу, а как вы думаете, что это значит? Дети приводят свои объяснения .

Педагог-психолог. Все правильно, быть внимательным к своему другу, это в первую очередь видеть, какое настроение у вашего друга.

А сейчас мы с вами проверим на сколько вы внимательны друг к другу.

«Рисунок на спине»

Описание упражнения

Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.

Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами.

Обсуждение

Педагог-психолог. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение? Спасибо за ваши ответы.

Вы, наверняка, слышали что-нибудь про сиамских близнецов ? Да, верно, это люди, которые от рождения сросшиеся какими-либо частями тела. Я предлагаю вам на несколько минуть стать такими сиамскими близнецами:

«сросшиеся» ногами - пройти по комнате (2 пары)

«сросшиеся» руками - нарисовать цветок, вставить нитку в иголку, завязать бантик, листать книгу.

Педагог-психолог: в чем на ваш взгляд была сложность при выполнении задания. Ответы детей.

Упражнение “Слепой и поводырь”

Дети разбиваются на пары. Одному завязывают глаза. Его задача пройти определённый путь, на котором встречаются преграды.

Обсуждение

Педагог-психолог. А что вам помогло выполнить задание? Ответы детей.

Педагог-психолог. Мне кажется, что процессе игр, вы сблизились, научились понимать друг друга, даже может укрепились ваши дружеские отношения. Молодцы! Дети, а у вас много друзей? Какие они? (ответы детей). Упражнения помогли нам узнать больше друг о друге, кто что любит, чем увлекается. Как вы думаете, достаточно ли этой информации для завязывания дружеских отношений? (ответы детей).

Педагог-психолог. Вы так много знаете о дружбе. Поэтому мы предлагаем вам совершить путешествие в Дружескую страну !

Упражнение «Карта дружеской страны»

Оборудование: ватман, фигурно разрезанный на пазлы по коли-честву участников; карандаши, фломастеры; скотч.

Ход работы

Каждый участник получает кусок ватмана, пазл, на котором (на обратной стороне) карандашом написан номер, чтобы облегчить собирание общей картины в завершение занятия. Предлагается создать на кус-ке ватмана свою дружескую страну. После того как каждый участник создаст свою страну, все участники собираются за общим столом и пытаются из своих пазлов собрать общую картину. Взавершение занятия ведущий показывает всем участникам, что получилось, и получает обратную связь.

Инструкция. Перед вами маленький кусочек ватмана. Но это не простой ватман, а волшеб-ный. Если вы захотите, то на нем появятся горы, поля, реки, моря, леса и озера. У вас есть 15 минут, чтобы соз-дать свою страну, затем придумать ее название, кто в ней живет и на каком языке говорит. Итак, за работу!

Педагог-психолог. А теперь, посмотрим, что у нас получилось (ученики рассказывают о стране, которую они нарисовали, о ее жителях и законах).

Получившаяся карта вывешивается на доску.

Упражнение «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…»

Педагог-психолог: А в завершении нашего сегодняшнего занятия я предлагаю вам поучаствовать в приятной церемонии, которая сможет помочь вам выразить все свои дружеские чувства к одноклассникам.

Дети становятся в круг, один из них выходит в центр круга. Другие учащиеся все по очереди подходят к нему, пожимают руку и говорят: «Я рад, что у меня есть такой друг как ты, потому что…» и заканчивают это приложение на свое усмотрение.

Рефлексия. Завершение занятия.

Педагог-психолог: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на занятии, и я хочу пожелать вам быть хорошими друзьями.

Упражнение: «Я желаю тебе……»

Педагог-психолог: Предлагаю каждому из вас озвучить пожелание своим одноклассникам.

Общее пожелание записывается на доске возле карты дружеского острова.

Педагог-психолог: На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.